Новости

23 мая 2022

ИНФОРМАЦИЯ для заседания Правительственной комиссии Свердловской области по вопросам охраны труда

28.04.2022 года,    г. Екатеринбург

I. О текущей ситуации с производственным травматизмом в организациях Свердловской области.

 По оперативным данным Государственной инспекции труда в Свердловской области за 3 мес. 2022 года по сравнению с 3 мес. 2021 года количество погибших на производстве в организациях Свердловской области увеличилось на 18,2 %, количество работников, получивших тяжелые травмы, увеличилось на 12,3 %, количество групповых несчастных случаев осталось на уровне прошлого года – 3 случая.

За 3 месяца 2022 года на производстве погибло 13 человек (за 3 мес. 2021 года – 11 человек), произошло 52 тяжелых несчастных случая (за 3 мес. 2021 года – 43 несчастных случая), в результате которых получили тяжелые травмы 64 работника (за 3 мес. 2021 года – 57 работников).

Количество пострадавших со смертельным исходом за 3 мес. 2022 года по сравнению с 3 мес. 2021 года увеличилось в следующих отраслях и сферах деятельности:

1) добыча полезных ископаемых (за 3 мес. 2022 года – 3 человека; за 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было);

2) строительство (за 3 мес. 2022 года – 2 человека; за 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было);

3) транспортировка и хранение (3 мес. 2022 года – 1 человек; 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было);

4) здравоохранение и социальные услуги (за 3 мес. 2022 года – 1 человек; за 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было);

5) государственное управление и обеспечение военной обязанности; социальное обеспечение (за 3 мес. 2022 года – 1 человек; за 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было);

6) информация и связь (за 3 мес. 2022 года – 1 человек; за 3 мес. 2021 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было).

Количество пострадавших со смертельным исходом за 3 мес. 2022 года по сравнению с 3 мес. 2021 года уменьшилось в следующих отраслях и сферах деятельности:

1) сельское хозяйства, охоты и лесного хозяйства на 50,0 % (за 3 мес. 2022 года – 1 человек; за 3 мес. 2021 года – 2 человека);

2) обрабатывающее производство на 40,0 % (за 3 мес. 2022 года – 3 человека; за 3 мес. 2021 года – 5 человек);

3) водоснабжение, водоотведение (за 3 мес. 2022 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было; за 3 мес. 2021 года – 1 человек);

4) торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (за 3 мес. 2022 года – несчастных случаев со смертельным исходом не было; за 3 мес. 2021 года – 1 человек).

Государственными инспекторами труда за 3 месяца 2022 года завершено расследование 31 несчастного случая с тяжелыми последствиями, которые произошли в 2022 году. Из них 23 случая квалифицированы как несчастные случаи на производстве и 8 случаев квалифицированы как несчастные случаи, не связанные с производством. По расследованным несчастным случаям на производстве, произошедшим в 2022 году, наибольшее количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями произошло на предприятиях обрабатывающего производства (8 случаев), по добыче полезных ископаемых (4 случая), учреждения образования (3 случая).

Анализ видов (типов) несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями показал, что наибольшее количество несчастных случаев произошло в результате воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.д. (10 случаев или 43,5 %), далее следует падение пострадавшего с высоты (8 случаев или 34,7 %). Основными причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями, установленными в ходе проведенных расследований, являются: неудовлетворительная организация производства работ (12 случаев или 52,2 %), эксплуатация неисправного оборудования (3 случая или 13%).

 

II. Об итогах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в 2021 году. О ходе подачи заявок организациями-страхователями на реализацию профилактических мероприятий по охране труда, финансируемых за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в 2022 году

На финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2021 году по Свердловской области было выделено 967 030,20 тыс. руб.

Фактическое освоение ассигнований на 2021 год составило 958 199,60 т. р., что составляет 99,1 % от утвержденных ассигнований. При этом Свердловским региональным отделением фонда запрашивались дополнительные ассигнования в размере 47 305,70 т. р.

Анализ распределения средств в 2021 году показывает, что структура распределения средств по мероприятиям изменилась по сравнению с 2020 годом.

На первое место вышли расходы по санаторно-курортному лечению работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.

Фонд социального страхования два года (2020-2021) возмещает расходы страхователям на мероприятия по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В 2020 году решение о возмещении расходов по данному мероприятию принято за 2 месяца до окончания срока приема документов, что позволило 617 страхователям, обратившихся с заявлением в ФСС, получить денежные средства на общую сумму 91 622,7 тыс. руб.

В 2021 году Приказ Минтруда России об использовании денежных средств на мероприятия по предупреждению COVID-19 вступил в силу за 10 дней до окончания приема документов, в связи с этим, меньше страхователей обратилось за возмещением по указанному мероприятию, 107 организаций на общую сумму 30 731,2 т. р.

Размер утвержденных бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер в 2022 году составляет 947 329,7 т. р.

Ситуация с подачей заявлений на финансирование предупредительных мер по состоянию на 21.04.2022:

Приняты заявления 145 страхователей.

Приказы на отказ в финансировании по различным основаниям получили 33 страхователя.

Изданы приказы с разрешением по 75 страхователям на сумму 22 467,7 т. р.

Документы 37 страхователей находятся на рассмотрении.

С 2021 года Свердловское региональное отделение перечисление всех выплат осуществляет напрямую.

Следует учесть, что обращение за возмещением расходов на финансирование возможно не позднее 15 декабря (Основание: Приказ Минтруда России от 14.07.2021 № 467н), поэтому, при оформлении договорных отношений завершение расчетов должно быть осуществлено до 15 декабря.

Перечисление средств территориальным органом Фонда осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня приема от страхователя заявления о возмещении произведенных расходов на оплату предупредительных мер и документов, подтверждающих произведенные расходы, принимается решение о возмещении за счет средств бюджета Фонда расходов и производится перечисление средств на расчетный счет страхователя, указанный в заявлении.

Таким образом, страхователь имеет возможность планировать расходование средств с учетом предстоящего возмещения, облегчая финансовую нагрузку на предприятие.

 

IV. Об итогах организации предварительных и периодических медицинских осмотров за 2021 год

Информация Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области

В 2021 году периодические медицинские осмотры работающих во вредных и опасных условиях труда (далее – ПМО) были организованы в 5652 организациях, что практически аналогично показателю 2020 года (5634).

На ПМО было осмотрено 462 006 человек, что практически аналогично показателю 2020 года (461 473).

Удельный вес лиц, прошедших ПМО, от подлежащих обследованию, составил 96,7%, что выше показателя 2020 года (93,9%). Также отмечается некоторое увеличение показателя удельного веса лиц, прошедших ПМО от занятого населения (с 21,2% до 22,6%).

В центрах профпатологии в 2021 году было осмотрено 34 356 человек (37 012 в 2020 году). Снижение данного показателя можно объяснить его цикличностью, учитывая, что стажированные работники подлежат медицинскому осмотру с периодичностью один раз в пять лет. Также необходимо принять во внимание, что действующее законодательство более не содержит положений, обязывающих работодателей направлять работников в центр профпатологии при ранее выявляемых разовых превышениях ПДК и ПДУ вредных производственных факторов (не зависимо от их давности). В настоящее время обязанность направить работника в центр профпатологии возникает только в случае фиксации вредных условий труда в рамках действия результатов специальных оценок условий труда или ПЛК. При устранении нарушений, и переводе рабочего места в допустимый класс – данная обязанность исключается. Таким образом, при общем снижении количества лиц, занятых во вредных условиях труда на предприятиях Свердловской области, будет иметь место и тенденция к снижению количества лиц, подлежащих и прошедших медицинский осмотр в центре профпатологии.

 

ПОКАЗАТЕЛЬ

2020

2021

Подлежит ПМО

491 171

477 290

В т.ч. в ЛПУ

452 230

440 420

В т.ч. в ЦПП

  38 941

  36 870

Осмотрено ПМО

461 473

462 006

В т.ч. в ЛПУ

424 461

427 650

В т.ч. в ЦПП

  37 012

  34 356

% осмотренных от подлежащих

93,9%

96,7%

% осмотренных от численности работников в организациях, прошедших ПМО

54,2%

54,3%

% осмотренных от занятого населения

21,2%

22,6%

 

В целом, несмотря на изменения законодательства, с 2017 года показатель количества лиц, проходящих периодические медицинские осмотры, стабилен, с тенденцией к небольшому ежегодному увеличению.

В 2021 году выявляемость подозрений на профессиональные заболевания при проведении медицинских осмотров в медицинских организациях, уровня ЛПУ, в сравнении с 2020 годом снизилась на 35% (с 8,9 на 10 000 осмотренных работников 2020 году до 5,8), а выявляемость подозрений на профессиональные заболевания в центрах профессиональной патологии выросла в 2,7 раза.

В 2021 году в Свердловской области отмечается увеличение количества выявленной профессиональной патологии на 19,7% по сравнению с прошлым годом: зарегистрировано 153 случая (в 2020 г. – 123 случая), в том числе 42 случая у женщин (в 2020 г. – 38 случаев у женщин); относительный показатель на 10 000 работающих составил всего 0,75 (в 2020 г. – 0,57), в том числе 0,20 у женщин (в 2018 г. – 0,17).

Всего пострадало 121 человек (в 2020 г. – 99 человек), в том числе 41 женщина (в 2020 г. – 37 женщин).

При этом отмечается некоторое снижение показателя острой заболеваемости (в 2020 г. – 48 случаев, в 2021 г. – 46 случаев) и рост показателя хронической заболеваемости (в 2020 г. – 75 случаев, в 2021 г. – 107 случаев).

Столь существенный рост хронической профессиональной заболеваемости в 2021 году по отношению к 2020 году объясняется рядом особенностей функционирования системы здравоохранения в 2020 году, в связи с пандемией COVID-19, в частности: перепрофилирование ключевых медицинских учреждений региона для оказания помощи больным COVID-19, неучастие их в оказании услуг по проведению периодических медицинских осмотров, обследований и диагностике профессиональных заболеваний; нехватка медицинских учреждений, нарушение сроков завершения медицинских осмотров. В силу вышеуказанных причин, в 2020 году осуществлялась несвоевременная диагностика хронических профессиональных заболеваний, что привело к занижению общего показателя профессиональной заболеваемости.

Несмотря на то, что количество медицинских организаций (далее – МО), участвующих в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, за последние 5 лет увеличилось, количество выделенных должностей врачей-профпатологов в МО не увеличивается. По состоянию на 01.02.2021 года в 94 МО государственной и муниципальной формы собственности, имеющих лицензию на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров и экспертизу профпригодности выделено ставок врачей-профпатологов – 43, из них занято физическими лицами – 16.

Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области, в соответствии с установленными полномочиями, осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и проведением периодических медицинских осмотров:

– В 2021 году вопросы соблюдения требований приказов №№ 302н, 29н и 988н, а также ТРТС 021-2011 проверено 4073 объекта, из них на 725-ти выявлены нарушения (17,8%);

– Всего выявлено 1146 нарушений установленных требований;

– Наложено 338 штрафов, на общую сумму 6754400 (включая нарушения требований технических регламентов таможенного союза по декретированным контингентам);

– Принято 2 решения о временном приостановлении деятельности.

 

Актуальные проблемы в организации периодических медицинских осмотров.

1. Проведение периодических медицинских осмотров стажированных контингентов, занятых во вредных условиях труда, медицинскими организациями уровня лечебно-профилактических учреждений, вместо центра профпатологии. Нарушения отмечались в организациях ООО «Русал Медицинский центр», ООО «Евромед».

2. Снижение качества периодических медицинских осмотров. Снижение выявляемости предварительных диагнозов профессиональных заболеваний на уровне лечебно-профилактических учреждений.

3. Не направление в Роспотребнадзор списков лиц (контингентов), подлежащих периодическим медицинским осмотрам, что обуславливает дальнейшие нарушения: неполный охват ПМО, не направление в центр профпатологии лиц, подлежащих обследованию, неполный перечень факторов (как следствие – неполный состав медицинской комиссии).

4. Недостаточная укомплектованность медицинских учреждений врачами- профпатологами – одна их основных причин низкого уровня выявляемости подозрений на профессиональные заболевания. В частности, нет ставок врача-профпатолога в промышленно развитых территориях, характеризующихся профессиональной заболеваемостью: Верхняя Пышма, Качканар, Краснотурьинск, Красноуральск, Кушва, Североуральск, и др.

5. Низкий уровень впервые выявленной профессиональной заболеваемости (в 2020 году - 0,75 на 10 тыс. работающего населения в Свердловской области) в условиях, когда значительная часть экономически активного населения занята на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, свидетельствует о наличии «скрытой» профессиональной патологии в регионе.

Информация Министерства здравоохранения Свердловской области

В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации работники медицинских учреждений, а также работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, проходят первичные (периодические) медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, а также с целью определения состояния здоровья лица, поступающего на работу и пригодности к поручаемой ему работе.

Порядок проведения первичных и периодических медицинских осмотров утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 29н от 28.01.2021.

Право на проведение медицинских осмотров имеют учреждения здравоохранения, у которых имеется лицензия на осуществление данного вида деятельности.

Медицинские работники подведомственных учреждений здравоохранения проходят медицинские осмотры по месту работы, так как данный вид деятельности включен в лицензии на осуществление медицинской деятельности, имеющиеся у подведомственных учреждений.

По состоянию на 31.12.2021 в Свердловской области находится 163 учреждения здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Свердловской области, в которых трудится более 64 тыс. человек.

По результатам анализа статистических данных за 2021 год, полученных от подведомственных учреждений, установлено следующее:

– первичный (при приеме на работу) медицинский осмотр прошли более 14 тыс. человек;

– периодический медицинский осмотр в лечебно-профилактических учреждениях прошли порядка 47 тыс. человек.

– периодический медицинский осмотр в центрах профпатологии прошли более 4 тыс. человек.

По результатам анализа статистических данных установлено, что в 2021 году практически 100% работников учреждений здравоохранения прошли медицинские осмотры.

На проведение медицинских осмотров медицинских работников в 2021 году потрачено более 64,9 млн. руб., запланировано расходов на проведение медицинских осмотров в 2022 году – 105,6 млн. руб.

По результатам медицинских осмотров установлено, что наиболее часто встречающимися заболеваниями у медицинских работников являются:

– болезни органов дыхания;

– болезни костно-мышечной и соединительной тканей;

– болезни системы кровообращения.

В настоящее время важной задачей является организация оздоровления (реабилитации) медицинских работников после перенесенных заболеваний, в том числе после новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В целях реализации указанного вопроса в настоящее время Министерством здравоохранения Свердловской области в соответствии с поручением Вице-губернатора Свердловской области О.Л. Чемезова по результатам рабочей встречи 01.12.2021 с председателями профсоюзных организаций работников бюджетной сферы Свердловской области (протокол № 319 от 30.12.2021) разрабатывается программа оздоровления (реабилитации) медицинских работников, имеющих хронические заболевания, а также осложнения после новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Проведение оздоровления (реабилитации) вышеуказанных категорий медицинских работников планируется на базе санаторно-курортных и лечебно-профилактических организаций, расположенных на территории Свердловской области.

 

V. Об обеспечении безопасных условий труда при проведении работ в ограниченных и замкнутых пространствах в подведомственных организациях

 

На территории Таборинского муниципального района осуществляют деятельность 11 образовательных учреждений, из них: 7 общеобразовательных учреждений, 3 дошкольных образовательных учреждения, 1 учреждение дополнительного образования.

С целью недопущения несчастных случаев в образовательных учреждениях проведены следующие мероприятия:

1. Работники детских дошкольных и школьных учреждений прошли обязательные медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;

2. Обеспечена разработка и утверждение перечня объектов, относящихся к объектам ограниченного замкнутого пространства, с включением в указанный перечень отстойников канализации (выгребных ям). Организовано обучения безопасным методам и приемам выполнения работ в ограниченном замкнутом пространстве (далее – ОЗП), а также разработаны и утверждены журналы производства работ в ОЗП. Вход (выход) ОЗП обозначен соответствующим запрещающим знаком.

3. Обеспечена разработка инструкций по охране труда на основе действующих «Правил по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах», утвержденных Приказом Минтруда России от 15.12.2020 № 902н.

4. Актуализированы личные карточки выдачи работникам средств индивидуальной защиты.

5. С целью недопущения несчастных случаев, руководителями образовательных учреждений проведены внеплановые инструктажи по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах работников, осуществляющих указанные виды работ. Проводятся плановые обучения работников по охране труда.

6. Во всех образовательных учреждениях проведена специальная оценка условий труда.

7. В июле-августе 2021 года межведомственной комиссией при приемке образовательных учреждений дополнительно проведен осмотр всех канализационных люков (надежность конструкции, наличие замков, информационных щитов, ответственных за эксплуатацию), а также участки вблизи канализационных люков на предмет обвала. Аналогичные мероприятия будут проведены в июле-августе 2022 года.

8. В течении 2022 года образовательными учреждениями планируется приобрести специальную одежду и специальную обувь, защитные каски и жилеты оранжевого цвета со светоотражающей полосой, кислородные изолирующие или шланговые противогазы, газоанализаторы, предохранительные пояса со страховочным канатом для безопасной работы на объектах канализации.

Кроме того, на информационных стендах всех учебных заведений и на официальных сайтах размещена информация об основах работы, связанной со спуском работников в колодцы, камеры, резервуары, аварийно-регулирующие резервуары, без принудительной вентиляции, опорожненные канализационные коллекторы.


 ← Вернуться назад