13 сентября 2021
Экономика зумеров
Как страхи, кризисы и легкомыслие формируют лицо рабочего будущего
Поколение двадцатилетних (оно же поколение Z, зумеры, в возрасте 18 - 24 лет), которое недавно вышло на рынок труда, будет сильно отличаться от поколения своих отцов и дедов. Огромная часть жизни молодежи сосредоточена в социальных сетях. Но это не повод по-стариковски всплеснуть руками, мол, в наше-то время! Тем более что и “рожденные в СССР” тоже знают дорогу в Facebook и иже с ним. Соцсети уверенно завладели вниманием молодежи, приняв в себя значительную часть общения, самоподачи, идентичности. Это повод без оценок подумать, как соцсети формируют ценности и мировоззрение поколения Z. Сосредоточимся на рабочей жизни этого поколения.
ГОРИ ОНО ОГНЕМ
Неожиданные результаты дало исследование, проведенное компанией Adobe среди 3400 работников компаний в США, Великобритании, Германии, Австралии, Новой Зеландии и Японии: больше половины 20-летних планирует найти новую работу в следующем году. Этому вторят результаты исследования, проведенного Microsoft: 54% работников поколения Z планируют уволиться. Среди всех поколений это - наименее удовлетворено своей работой. Тем, как сбалансирована личная жизнь с работой, довольны всего 56% участников опроса Adobe в этом поколении. Определенное легкомыслие - возможно, в силу возраста - подчеркивается результатами еще одного исследования: 48% молодых людей тратят деньги, которых не имеют, и влезают в долги - все ради того, чтобы проводить время с друзьями.
Чтобы не вырывать эти данные из общей картины, отметим, что в США помимо вынужденной безработицы, которая в последнее время не спешит падать, появилось параллельное течение: все больше американцев увольняются или думают об этом. Так, 41% американцев планирует сменить работу после пандемии. А за второй квартал 2021 года, согласно данным Министерства труда США, уволились 11,5 млн американцев (почти 7% рабочей силы). Gallup сообщает, что 48% работников находятся в активном поиске. В общем, тенденция налицо.
Публицисты от экономики даже придумали два термина, которые уже полгода используют для обозначения этой тенденции, особенно тенденции рынка труда. В большей степени - рынка труда молодежи, в меньшей - миллениалов (родившихся между 1981 и 2000 годами). Это YOLO (о котором упоминалось в статье “Слуга двух господ, или Бойцовский клуб”, “Солидарность” № 31, 2021): you only live once - живешь лишь однажды. И FOMO: fear of missing out - страх упустить. В сущности, они об одном и том же.
ЧТО ЗА YOLO И FOMO ТАКИЕ?
Страх упустить и желание жить прямо сейчас, а не завтра, когда будет зарплата, продвижение по службе, хорошая погода или Луна в Овне - все это самым непосредственным образом связано с влиянием социальных сетей. Это постоянно распахнутое окно в чужую жизнь, которая полна ярких впечатлений, приключений, красивых декораций или просто непосредственных чудачеств. И, образно говоря, пока одно полушарие мозга понимает, что это постановка, работа, что на картинке все лучше, чем в жизни, другое полушарие думает “хочу так же!”.
Огромный сегмент экономики вырос совсем недавно на ценности впечатлений и опыта - от квестов и шаблонных фотосессий до многомиллиардных социальных сетей, которые живы только потому, что мы каждый день туда заходим, чтобы свой опыт показать и чужой посмотреть. Каких-то тридцать лет назад “обречены на счастье” показывать исподнее личной жизни были звезды эстрады и кино. Двадцать лет назад буквально в исподнем за стеклом красовались уже простые, но строго отобранные люди. Теперь это - часть массовой профессии “блогер” (включая тиктокера). И даже те, кто себя к этой профессии не относит, смотрят на мир через экран смартфона. Как ни парадоксально, но даже тогда, когда могут увидеть событие своими глазами.
Скорость смены картинок и сюжетов в соцсетях, с одной стороны, заставляет производителей контента быть максимально доходчивыми - и в своей простоте они еще больше ускоряют восприятие. А с другой - это формирует необходимость часто переключать внимание, чтобы не притуплялось. 65% зумеров и 58% миллениалов считают свою работу повторяющейся, и по 65% называют ее утомительной - выше, чем любое другое поколение.
Почти 100-процентная доступность интернета и сотовой связи в развитых странах, участие каждого пользователя в десятках чатов, использование двух, трех, а то и большего количества мессенджеров (не говоря об общении в комментариях)… Все это приводит не только к развитию синдрома фантомных вибраций, но и к беспокойству, страху пропустить что-то важное, будь то рабочее задание или общие планы на вечер. По данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner, 57% опрошенных зумеров и 54% миллениалов сказали, что ощущают постоянное давление необходимости быть доступными.
ЕЩЕ РАЗ ПРО ЦИФРУ
Социальные сети - часть большого процесса цифровизации. Но в данном случае мы говорим не об электронных очередях и документообороте, а о восприятии того, как вообще вещи работают. Еще сто лет назад немыслимо было взрослому человеку не уметь ездить верхом, а сейчас это скорее диковинка - человек, уверенно держащийся в седле. Технологии меняются, и молодое поколение привыкло, что механические действия могут быть произведены машиной. Рутину можно переложить на программу, а если ее нет, ее можно написать (образ айтишника как пузатого и бородатого социофоба безнадежно устарел - “кодить” учится все больше самых разных людей). Чем дальше процесс цифровизации заходит, тем больше профессий получают возможность удаленной или дистанционной работы, и 2020 год показал это как нельзя лучше.
Так что неудивительно, что зумеры и миллениалы особенно тяготеют к тому, чтобы иметь больше контроля над своим расписанием. Они предпочтут ту работу, которая им это обеспечит (такие ответы дали соответственно 66 и 73%), а также с симпатией отнесутся к возможности работать удаленно (соответственно 63 и 66%). 62% зумеров и вовсе полагают бессмысленной обязанность работать с 9 до 17 в офисе, особенно если знают, что в это время они не будут продуктивны: примерно четверть их говорит, что пик их продуктивности приходится на вечер. Разрушение привычного распорядка дня, в основе своей аграрного, - реальность в крупных мировых мегаполисах вроде Москвы или Нью-Йорка, и эта география скорее расширяется. Кроме рабочего графика с утра до вечера, ничто больше не удерживает “сов” от того, чтобы вести активную жизнь по ночам.
Возвращаясь к приукрашенной реальности соцсетей, - удаленка манит тем, что дает свободу работать почти из любой точки земного шара. А если проект всемирного интернета Starlink от Илона Маска удастся, то уже не “почти”, а буквально из любой точки. Незачем ограничивать себя отпуском, чтобы показать всем свою потрясающую жизнь, тем более что где-нибудь в Гватемале или на Бали она куда дешевле, чем в мегаполисе.
Как бы ни хотелось манкировать пандемией, из песни слова не выкинешь. Стремительное распространение COVID-19 по США и большое количество летальных исходов повергло американцев в шок и уныние. Для молодых это оказалось первой и значительной встречей со смертью, осознанием скоротечности жизни и внезапности конца. Может, они и не знают, кто такой Аллен Сондерс, но затворничество и пугающая статистика заставили их проникнуться смыслом его фразы: “Жизнь - это то, что происходит с нами, пока мы строим планы”.
ПРОФСОЮЗУМЕРЫ
В США зумеры и миллениалы составляют 40% рабочей силы, но аккумулируют всего лишь 5,9% благосостояния домохозяйств. Предыдущее поколение (бумеры), когда сами были в возрасте миллениалов, имели вдвое больше, а сейчас у них в руках (а они - это только 25% рабочей силы) 53% благосостояния.
Организация этой молодежи, работающей удаленно каждый из-под своего одеяла, в профсоюзы может быть не такой уж и проблематичной, если преодолеть их физическую разобщенность с помощью тех же социальных сетей. Однако законодательство, по своей природе очень косное, не дает четких механизмов для того, чтобы организовать сотрудников даже одной фирмы, которые рассеяны по всему свету и встречаются только в виртуальном мире. Проблемы организации работников, чья занятость базируется на технологических решениях, хорошо показывает гиг-экономика вкупе с занятыми в ней - преимущественно курьерами и таксистами.
Американский профсоюз “Национальная ассоциация образования” (NEA) напоминает, что миллениалы, будучи школьниками, студентами или свежеиспеченными выпускниками, прошли через экономический кризис 2008 года. Продолжая эту мысль, можно сказать, что зумеры вместе с миллениалами проходят сейчас через коронакризис. Войдя во взрослую жизнь, и те, и другие сразу узнали, что такое долги и кредиты (в США - студенческий заем), безработица и низкая оплата труда. Конечно, организованно решать эти проблемы проще. Но с этой идеей не рождаются, ее до людей надо донести.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/ekonomika-zumerov.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©
← Вернуться назад
ГОРИ ОНО ОГНЕМ
Неожиданные результаты дало исследование, проведенное компанией Adobe среди 3400 работников компаний в США, Великобритании, Германии, Австралии, Новой Зеландии и Японии: больше половины 20-летних планирует найти новую работу в следующем году. Этому вторят результаты исследования, проведенного Microsoft: 54% работников поколения Z планируют уволиться. Среди всех поколений это - наименее удовлетворено своей работой. Тем, как сбалансирована личная жизнь с работой, довольны всего 56% участников опроса Adobe в этом поколении. Определенное легкомыслие - возможно, в силу возраста - подчеркивается результатами еще одного исследования: 48% молодых людей тратят деньги, которых не имеют, и влезают в долги - все ради того, чтобы проводить время с друзьями.
Чтобы не вырывать эти данные из общей картины, отметим, что в США помимо вынужденной безработицы, которая в последнее время не спешит падать, появилось параллельное течение: все больше американцев увольняются или думают об этом. Так, 41% американцев планирует сменить работу после пандемии. А за второй квартал 2021 года, согласно данным Министерства труда США, уволились 11,5 млн американцев (почти 7% рабочей силы). Gallup сообщает, что 48% работников находятся в активном поиске. В общем, тенденция налицо.
Публицисты от экономики даже придумали два термина, которые уже полгода используют для обозначения этой тенденции, особенно тенденции рынка труда. В большей степени - рынка труда молодежи, в меньшей - миллениалов (родившихся между 1981 и 2000 годами). Это YOLO (о котором упоминалось в статье “Слуга двух господ, или Бойцовский клуб”, “Солидарность” № 31, 2021): you only live once - живешь лишь однажды. И FOMO: fear of missing out - страх упустить. В сущности, они об одном и том же.
ЧТО ЗА YOLO И FOMO ТАКИЕ?
Страх упустить и желание жить прямо сейчас, а не завтра, когда будет зарплата, продвижение по службе, хорошая погода или Луна в Овне - все это самым непосредственным образом связано с влиянием социальных сетей. Это постоянно распахнутое окно в чужую жизнь, которая полна ярких впечатлений, приключений, красивых декораций или просто непосредственных чудачеств. И, образно говоря, пока одно полушарие мозга понимает, что это постановка, работа, что на картинке все лучше, чем в жизни, другое полушарие думает “хочу так же!”.
Огромный сегмент экономики вырос совсем недавно на ценности впечатлений и опыта - от квестов и шаблонных фотосессий до многомиллиардных социальных сетей, которые живы только потому, что мы каждый день туда заходим, чтобы свой опыт показать и чужой посмотреть. Каких-то тридцать лет назад “обречены на счастье” показывать исподнее личной жизни были звезды эстрады и кино. Двадцать лет назад буквально в исподнем за стеклом красовались уже простые, но строго отобранные люди. Теперь это - часть массовой профессии “блогер” (включая тиктокера). И даже те, кто себя к этой профессии не относит, смотрят на мир через экран смартфона. Как ни парадоксально, но даже тогда, когда могут увидеть событие своими глазами.
Скорость смены картинок и сюжетов в соцсетях, с одной стороны, заставляет производителей контента быть максимально доходчивыми - и в своей простоте они еще больше ускоряют восприятие. А с другой - это формирует необходимость часто переключать внимание, чтобы не притуплялось. 65% зумеров и 58% миллениалов считают свою работу повторяющейся, и по 65% называют ее утомительной - выше, чем любое другое поколение.
Почти 100-процентная доступность интернета и сотовой связи в развитых странах, участие каждого пользователя в десятках чатов, использование двух, трех, а то и большего количества мессенджеров (не говоря об общении в комментариях)… Все это приводит не только к развитию синдрома фантомных вибраций, но и к беспокойству, страху пропустить что-то важное, будь то рабочее задание или общие планы на вечер. По данным исследовательской и консалтинговой компании Gartner, 57% опрошенных зумеров и 54% миллениалов сказали, что ощущают постоянное давление необходимости быть доступными.
ЕЩЕ РАЗ ПРО ЦИФРУ
Социальные сети - часть большого процесса цифровизации. Но в данном случае мы говорим не об электронных очередях и документообороте, а о восприятии того, как вообще вещи работают. Еще сто лет назад немыслимо было взрослому человеку не уметь ездить верхом, а сейчас это скорее диковинка - человек, уверенно держащийся в седле. Технологии меняются, и молодое поколение привыкло, что механические действия могут быть произведены машиной. Рутину можно переложить на программу, а если ее нет, ее можно написать (образ айтишника как пузатого и бородатого социофоба безнадежно устарел - “кодить” учится все больше самых разных людей). Чем дальше процесс цифровизации заходит, тем больше профессий получают возможность удаленной или дистанционной работы, и 2020 год показал это как нельзя лучше.
Так что неудивительно, что зумеры и миллениалы особенно тяготеют к тому, чтобы иметь больше контроля над своим расписанием. Они предпочтут ту работу, которая им это обеспечит (такие ответы дали соответственно 66 и 73%), а также с симпатией отнесутся к возможности работать удаленно (соответственно 63 и 66%). 62% зумеров и вовсе полагают бессмысленной обязанность работать с 9 до 17 в офисе, особенно если знают, что в это время они не будут продуктивны: примерно четверть их говорит, что пик их продуктивности приходится на вечер. Разрушение привычного распорядка дня, в основе своей аграрного, - реальность в крупных мировых мегаполисах вроде Москвы или Нью-Йорка, и эта география скорее расширяется. Кроме рабочего графика с утра до вечера, ничто больше не удерживает “сов” от того, чтобы вести активную жизнь по ночам.
Возвращаясь к приукрашенной реальности соцсетей, - удаленка манит тем, что дает свободу работать почти из любой точки земного шара. А если проект всемирного интернета Starlink от Илона Маска удастся, то уже не “почти”, а буквально из любой точки. Незачем ограничивать себя отпуском, чтобы показать всем свою потрясающую жизнь, тем более что где-нибудь в Гватемале или на Бали она куда дешевле, чем в мегаполисе.
Как бы ни хотелось манкировать пандемией, из песни слова не выкинешь. Стремительное распространение COVID-19 по США и большое количество летальных исходов повергло американцев в шок и уныние. Для молодых это оказалось первой и значительной встречей со смертью, осознанием скоротечности жизни и внезапности конца. Может, они и не знают, кто такой Аллен Сондерс, но затворничество и пугающая статистика заставили их проникнуться смыслом его фразы: “Жизнь - это то, что происходит с нами, пока мы строим планы”.
ПРОФСОЮЗУМЕРЫ
В США зумеры и миллениалы составляют 40% рабочей силы, но аккумулируют всего лишь 5,9% благосостояния домохозяйств. Предыдущее поколение (бумеры), когда сами были в возрасте миллениалов, имели вдвое больше, а сейчас у них в руках (а они - это только 25% рабочей силы) 53% благосостояния.
Организация этой молодежи, работающей удаленно каждый из-под своего одеяла, в профсоюзы может быть не такой уж и проблематичной, если преодолеть их физическую разобщенность с помощью тех же социальных сетей. Однако законодательство, по своей природе очень косное, не дает четких механизмов для того, чтобы организовать сотрудников даже одной фирмы, которые рассеяны по всему свету и встречаются только в виртуальном мире. Проблемы организации работников, чья занятость базируется на технологических решениях, хорошо показывает гиг-экономика вкупе с занятыми в ней - преимущественно курьерами и таксистами.
Американский профсоюз “Национальная ассоциация образования” (NEA) напоминает, что миллениалы, будучи школьниками, студентами или свежеиспеченными выпускниками, прошли через экономический кризис 2008 года. Продолжая эту мысль, можно сказать, что зумеры вместе с миллениалами проходят сейчас через коронакризис. Войдя во взрослую жизнь, и те, и другие сразу узнали, что такое долги и кредиты (в США - студенческий заем), безработица и низкая оплата труда. Конечно, организованно решать эти проблемы проще. Но с этой идеей не рождаются, ее до людей надо донести.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/ekonomika-zumerov.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©