Новости

11 июля 2018

Почему повышение пенсионного возраста не своевременно на современном этапе

Механическое повышение пенсионного возраста не приведет к устранению финансовых проблем в пенсионной системе
Механическое повышение пенсионного возраста не приведет к устранению финансовых проблем в пенсионной системе. По мнению экспертов, 60% проблем пенсионной системы лежит за ее пределами. Мнение одного из экспертов - руководителя Департамента социального развития Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Константина Добромыслова – мы публикуем.

К чему приведет повышение пенсионного возраста
По мнению экспертов, повышение пенсионного возраста затронет всех граждан страны, которые работают по трудовому договору, гражданско-правовому договору и в неформальном секторе экономики. В результате повышения пенсионного возраста на рынке труда может появиться около 10 млн потенциальных работников, которых необходимо обеспечить рабочими местами.
Наметившиеся тенденции цифровизации экономики (автоматизации, роботизации и оптимизации), а также низкие темпы экономического развития будут способствовать сокращению рабочих мест для работников, за которых уплачиваются страховые взносы. Поручение президента РФ о создании 25 млн. высокотехнологичных рабочих мест до сих пор остается только на бумаге

Возникают два закономерных вопроса:
- Насколько велика необходимость в повышении пенсионного возраста?
- Существуют ли сегодня в России необходимые социально-экономические условия для реализации выдвинутой идеи повышения пенсионного возраст?
Перечисленные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ проблемы пенсионной системы показывают, что вопрос повышения пенсионного возраста не является первоочередным в числе обозначенных задач. Прежде чем переходить к вопросу о повышении пенсионного возраста, необходимо реализовать обозначенные в Стратегии задачи и подготовить сферу труда для успешной реализации выдвигаемой идеи.
Анализ закона об исполнении бюджета Пенсионного фонда России за 2017 год показывает, что дефицита пенсионных средств для выплаты страховых пенсий в бюджете Пенсионного фонда России нет. Основная масса трансфертов из федерального бюджета не связана с общеустановленным пенсионным возрастом, а является только реализацией ранее выданных федеральных обязательств на покрытие льгот для отдельных предприятий и территорий. Эти обязательства составляют около 2 трлн рублей.
Анализ обозначенных проблем показывает возможные последствия непродуманных решений.
Отсутствие рабочих мест будет приводить к росту безработицы среди молодежи (от 15 до 29 лет) (сейчас 14%) и росту безработицы в предпенсионном возрасте (уже сегодня наблюдаются сложности в поиске работы для людей в возрасте выше 45 лет).
В условиях отсутствия достойного пособия по безработице (сегодня максимальное значение 4900 руб./мес.) это приведет к массовому обнищанию и маргинализации населения, росту криминала. Также это может спровоцировать рост числа досрочного оформления пенсий в связи с невозможностью найти работу и рост числа оформления пенсий по инвалидности вследствие общего заболевания. Финансовая нагрузка на социальную сферу не ослабнет.
Рост безработицы приводит к падению стоимости труда (сокращению заработной платы).
Уменьшение стоимости труда приводит к замедлению модернизации производства и снижению его эффективности. Как следствие это приведет к замедлению темпов экономического роста, что в целом негативно отразится на благосостоянии населения.
Поставленная президентом РФ задача по двукратному сокращению бедности решена не будет.
Серьезной проблемой для обязательного пенсионного страхования является крайне низкий уровень заработных плат. Низкие зарплаты приводят к низким пенсиям. Около 1/3 работников (около 20 млн чел.), за которых уплачиваются страховые взносы, не в состоянии сформировать себе пенсию даже на уровне прожиточного минимума. Это означает, что для них требуются дотации из бюджетов разных уровней. Внимание необходимо сконцентрировать на системе оплаты труда. Для того чтобы минимальная пенсия в размере прожиточного минимума около 11000 рублей соответствовала 40% коэффициента замещения утраченного заработка, утраченный заработок должен быть на уровне 27500 рублей.
Число работников, находящихся в «серой» экономике, достигает около 20% (15 – 20 млн чел.) от общего числа занятых (73 млн чел.). Эти граждане не производят никаких отчислений на социальные нужды общества. Однако все они придут за пенсиями и пособиями. Для них необходимо создавать свои пенсионные системы, в которых будут особые условия приобретения пенсионных прав и выплаты пенсий.
Не решена задача реформирования системы досрочных пенсий. Эта проблема будет серьезным препятствием в процессе повышения пенсионного возраста. Численность «досрочных» пенсионеров - около 30% от общей численности пенсионеров, их пенсионные права были приобретены 15 – 25 лет назад. Действующий сегодня страховой тариф для этой категории не покрывает необходимые расходы на выплату им пенсий. Эта категория пенсионируется частично за счет всех остальных пенсионеров. Задача находится только в стадии решения. Однако быстрое решение этой задачи не представляется возможным, т.к. необходимые для них отдельные пенсионные системы не созданы, а полный страховой тариф, обеспечивающий полноценное покрытие расходов, оказывается крайне высоким. Эта категория граждан также должна приобретать пенсионные права и получать пенсию в отдельной пенсионной системе и по отдельному страховому тарифу.
В старших возрастах здоровье населения заметно хуже, чем у молодежи. Средняя продолжительность здоровой жизни, позволяющей выполнять трудовые функции в старших возрастах, в России много меньше, чем в развитых странах. Особенно это относится к мужскому населению и к населению, проживающему в районах Крайнего Севера. Средняя ожидаемая продолжительность жизни без инвалидности для мужчин составляет 61,17 года, для женщин - 70,07 года (в 2016 году). Сейчас около 30% мужчин не доживают до 65 лет.
Это высокий показатель в сравнении с большинством развитых стран, где этот процент составляет 11-15%. Поэтому необходимо прежде добиться не просто повышения средней продолжительности жизни, а именно повышения здоровой продолжительности жизни. Как известно, букет болезней у людей начинает проявляться после 45 – 50 лет. Повышение пенсионного возраста приведет к увеличению инвалидизации населения и  оформления пенсий по общему заболеванию и росту выплат по больничным листам для старших возрастных когорт. Эта нагрузка на социальную сферу никуда не исчезнет, а только уйдет в другую ее часть.
Учитывая обозначенные проблемы, решение о снижении страхового тарифа в Пенсионный фонд России с 26% до 22% только запутает и усугубит финансовое положение ПФР. В ситуации, когда речь идет о повышении пенсионного возраста в связи с дефицитом бюджета Пенсионного фонда России, снижение тарифа страховых взносов будет усугублять финансовое положение ПФР. Страховой тариф на обязательное пенсионное страхование необходимо поднимать, а не снижать.
Кроме того, необходимо установить величину страхового тарифа на обязательное пенсионное страхование, соответствующую обязательствам перед застрахованными лицами. Для сохранения величины страхового тарифа для работодателей в размере 22% требуется закрепить в законодательстве величину части страхового тарифа на обязательное пенсионное страхование за государственным бюджетом для софинансирования страховых пенсий в размере регулярных выпадающих доходов на покрытие льгот по уплате страховых взносов пропорционально общему фонду оплаты труда. По современным оценкам тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование суммарно должен составлять 28 – 30%. Наличие нормативно закреплённого страхового тарифа для софинансирования страховых пенсий позволит перейти к действительно страховой пенсионной системе и не ассоциировать её с пенсионным обеспечением.

Что нужно сделать
Механическое повышение пенсионного возраста не приведет к устранению финансовых проблем в пенсионной системе. По мнению экспертов, 60% проблем пенсионной системы лежит за ее пределами. Однако очевиден рост социальной напряженности и последующие политические риски. Необходим комплексный подход к решению возникшей проблемы и предварительная научно обоснованная оценка последствий принимаемых решений.
Реализация законопроекта по повышению пенсионного возраста будет вступать в противоречие с амбициозными задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным в майском Указе №204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Отсутствие необходимых условий, позволяющих повышать пенсионный возраст, приведёт только к ухудшению положения большинства работников и социальной напряжённости в стране.
Возникающую напряженность в финансировании страховых пенсий можно снизить без повышения пенсионного возраста, если решить следующие задачи:
1) Вывести досрочных пенсионеров из общей пенсионной системы либо довести тариф страховых взносов для этой категории до величины, покрывающей обязательства перед застрахованными лицами.
2) Повысить уровень оплаты труда для низкооплачиваемых работников до уровня, позволяющего работникам формировать себе пенсию самостоятельно без дотаций.
3) Привлечь в пенсионную систему самозанятых работников на общих основаниях по уплате страховых взносов либо организовать для них самостоятельную пенсионную систему.
4) Ликвидировать льготные категории плательщиков страховых взносов (по профессиям, отраслям и территориям).
5) Создать необходимое количество рабочих мест с достойной оплатой труда, позволяющей формировать пенсию без дотаций.
6) Предусмотреть создание и защиту рабочих мест для старших возрастных категорий работников.
7) Государственных служащих включить в общую страховую пенсионную систему на общих основаниях по уплате страховых взносов и расчету размера пенсии.
8) Установить величину страхового тарифа на обязательное пенсионное страхование, соответствующую обязательствам перед застрахованными лицами.
9) Для сохранения величины страхового тарифа для работодателей в размере 22% закрепить в законодательстве величину части страхового тарифа за государственным бюджетом для софинансирования страховых пенсий в размере регулярных выпадающих доходов для покрытия льгот по уплате страховых взносов пропорционально общему фонду оплаты труда.
10) Вывести накопительные пенсии из системы обязательного пенсионного страхования и перевести их в добровольный формат.

Что считают профсоюзы
Таким образом, профсоюзы считают, что вопрос повышения пенсионного возраста не должен рассматриваться, пока не будут решены следующие вопросы:
1. Изменена ситуация на рынке труда с целью предусмотреть адаптацию работников к современным условиям. Необходимо обеспечить меры по предупреждению молодежной безработицы и конфликта поколений. Подготовить программу, предусматривающую создание высокотехнологичных рабочих мест, создание рабочих мест для работников старших возрастов, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений.
2. Пересмотрена политика оплаты труда с целью повышения заработной платы. Целесообразно разработать и принять «дорожную карту» последовательного увеличения заработной платы наёмных работников и повышения её доли в себестоимости продукции.
3. Ратифицирована Конвенция МОТ № 102 без изъятий. На её основе устанавливать нормы страхового обеспечения и гарантии минимальной страховой защиты наёмным работникам.
4. Для обеспечения более эффективного применения пенсионного законодательства произвести кодификацию действующих нормативных правовых актов в области пенсионного обеспечения и законодательно утвердить «Пенсионный кодекс Российской Федерации».
5. Пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.
6. Провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, в том числе предусмотреть:
- создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учётом видов и форм занятости (формальный и неформальный секторы, самозанятые и т.д.);
- прекращение практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
- унифицировать порядок назначения и получения страховых пенсий для всех категорий наемных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания и членов Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации;
- оптимизировать страховой тариф на пенсионное страхование, приведя его величину в соответствие с обязательствами перед застрахованными путем определения нагрузки между субъектами страхования, обоснованного актуарными расчетами;
- вывести накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования и перевести его в добровольный формат;
- продолжить совершенствование страховых принципов и переход к трёхстороннему управлению.
7. Подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее динамику и уровень увеличения пенсий, а также эффективность реализуемых мер для пенсионной системы.
8. Связать продление активной трудовой жизни с вопросами предоставления качественной и своевременной медицинской помощи работникам старших возрастов на основе анализа заболеваемости.
Решение указанных задач должно быть закреплено соответствующими нормативными актами, только после этого можно будет возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста.

«А»-справка. Что предлагает правительство
Правительством Российской Федерации 16 июня 2018 года внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» № 489161-7. (предполагаемая дата рассмотрения в ГД – 19.07.2018).
Законопроектом предлагается повысить общеустановленный пенсионный возраст для мужчин на 5 лет (с 60 до 65 лет) и для женщин на 8 лет (с 55 до 63 лет). Изменения коснутся не только страховых пенсий, но и других видов пенсий. Повышение пенсионного возраста предлагается проводить постепенно в течение переходного периода с 2019 года по 2034 год. Ежегодно пенсионный возраст будет повышаться на один год.
Одновременно Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 16 июня 2018 года был внесен проект федерального закона № 489169-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который предусматривает повышение базовой ставки НДС с 18% до 20% и снижение страхового тарифа в Пенсионный фонд России с 26% до 22%.
Социальные партнеры 29 января 2018 года заключили Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018 – 2020 годы. В соответствии с п.4.1 раздела IV «Социальное страхование, социальная защита, развитие отраслей социальной сферы» социальные партнеры договорились продолжать реализацию Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. №2524-р. Данная Стратегия была рассчитана на 18 лет до 2030 года и явилась плодом компромисса в результате серьезных переговоров. В процессе переговоров социальные партнеры договорились не повышать пенсионный возраст и вернуться к этому вопросу только после проведения всех необходимых преобразований в пенсионной системе. Исходя из этой логики, план реализации Стратегии строился с учетом переходного периода до конца 2030 года. Согласно этой Стратегии в конце 2013 года был принят пакет федеральных законов, определяющий правила функционирование обязательной государственной пенсионной системы.
Сегодня Правительство предлагает рассмотреть проект федерального закона о повышении пенсионного возраста, который существенным образом изменяет условия ранее достигнутых договоренностей, реализацию приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав.
Согласно п.2 и 3 статьи 55 Конституции РФ: п.2 «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», п.3 «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
«Солидарность»
 ← Вернуться назад