Новости

22 июня 2017

Преемник неудачника

Чего ждать от новой системы индивидуального пенсионного капитала?

Сейчас Минфин и Центробанк предлагают создать систему индивидуального пенсионного капитала. По сути, она должна стать преемницей накопительной части пенсии, идея которой уже признана неудачной. Предложенная инициатива тоже вызывает множество вопросов. И ответов на них нет. В том числе на самый главный - зачем это надо людям?

На фото: министр финансов Антон Силуанов, председатель Центробанка Эльвира Набиуллина и бывший глава Минфина Алексей Кудрин на пленарном заседании съезда РСПП в рамках Недели российского бизнеса. 16 марта 2017 года

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В 2002 году после пенсионной реформы (как оказалось, положившей начало цепи изменений в этой сфере) у нас сформировалась накопительная часть пенсии. От официальной зарплаты сотрудника 22% перечислялись работодателями как взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). Закон предусматривал следующее распределение средств: для работников 1966 года рождения и старше вся сумма перечислялась на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для работников 1967 года рождения и младше 16% перечислялось на финансирование страховой части (из них 6% - солидарная часть, 10% - индивидуальная часть), 6% - на финансирование накопительной части пенсии.

В течение 12 лет из фонда отплаты труда работников, чей возраст меньше 50 лет, по 6% отчислялось на накопительную часть пенсии. Часть работников оставили эти деньги в ПФР, часть - в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях. Что ПФР, что большинство негосударственных фондов показали, мягко говоря, невысокую доходность. И в большинстве случаев деньги в накопительной части просто обесценивались. Средняя скорость доходности НПФ и УК за первые 10 лет по данным Счетной палаты и ПФР составила всего 5%, в то время как страховая часть индексировалась в среднем ежегодно на 9%.

ОБЕСЦЕНИВАЮЩИЕСЯ НАКОПЛЕНИЯ

Почему доходность такая низкая и не догоняет даже инфляцию? Причина в том, что для высокой доходности пенсионные фонды должны вкладывать деньги в проекты с высокой долей риска, а рисковать накоплениями граждан не слишком разумно. Это может обернуться большими расходами для государства, обязанного возвращать гражданам их деньги в случае утраты. Поэтому пенсионные накопления, которые планировалось сделать “источником длинных денег”, вкладываются в государственные облигации. Государство берет эти средства в долг и возвращает, но, увы, меньше, чем берет в реальных деньгах.

С 2014 года эти 6% перенаправляются на страховую часть. А накопительную часть пенсии - более 2 млрд рублей - заморозили. И продолжают держать замороженной. Судьба этих накоплений до сих пор оставалась туманной. Пока весной этого года не объявили о разработке новой программы - индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

ИПК: ПОМОЩЬ ГЛУПЫМ

Создание программы - совместная инициатива Минфина и Центробанка. Разработкой занимается банк. Казалось бы, зачем возрождать аналог уже провалившейся программы? Причины пояснил первый зампред Центробанка Сергей Швецов на ПМЭФ:

“Я считаю, что такие ресурсы есть. И забота гражданина о своей пенсии входит в минимальный набор, скажем так, базовых услуг, которые финансовая система должна гражданину предоставлять. Мы развиваем финансовый рынок для того, чтобы улучшать жизнь наших граждан. И что уникального в пенсионной услуге, кроме того, что вашими деньгами занимаются профессионалы, что они защищены системой гарантирования?

Очень важно, что эта услуга компенсирует недостаток вашей финансовой дисциплины. Все остальные продукты, к сожалению, этот недостаток не компенсируют. И если вы накапливаете через ценные бумаги, через недвижимость, через банковские депозиты - в течение вашей жизни возникает огромное количество ситуаций, где вам необходимо потратить деньги. И, скорее всего, до пенсионного возраста ваши сбережения не доживут, потому что вы их потратите”.

Тем временем МОТ констатирует, что реальные зарплаты в России упали за последние два года на 10%. И за порогом бедности живут миллионы россиян. Центробанк же считает, что “ресурсы есть”. Ему виднее. Примем как данность, что мы слишком глупы и недисциплинированны, чтобы не растратить свои сбережения. И попытаемся вникнуть в суть того, что именно нам предлагают.

СУТЬ КОНЦЕПЦИИ

Что понятно? На данный момент Банк России представил уже две версии того, как будет выглядеть индивидуальный пенсионный капитал. Для начала, он будет основан на уже имеющихся пенсионных накоплениях граждан. Причем граждане могут сделать выбор: либо перевести свои замороженные накопления в страховую часть пенсии и получить дополнительные баллы (напомним, что размер назначаемой пенсии зависит от количества баллов, а стоимость балла государство может менять в любой момент. ), либо перевести эти накопления в качестве первого взноса в индивидуальный пенсионный капитал.

В систему ИПК по умолчанию включают всех наемных работников. Взносы в нее должны делать и работники, и работодатели. В первый год взносы равны нулю, а затем будут повышаться на 1% от заработной платы в год до достижения 6%. Разработчики утверждают, что человек сможет в любой момент написать заявление на заморозку платежей.

Для стимулирования программы предлагаются налоговые вычеты. “Гражданам будут предоставлять налоговый вычет по НДФЛ в полном объеме, но не более 6% от заработной платы работника в год. Работодателям будут представляться льготы по налогу на прибыль - применение повышающего коэффициента при принятии к вычету в составе расходов на заработную плату”, - говорится в презентации Центробанка.

Сложнее оказалось понять, как это согласовывается с предложением Минфина о “налоговом маневре” - уменьшении платежей в социальные фонды с 30% до 22%.

КОНЦЕПЦИЯ НЕ ЯСНА

С нашими “глупыми” вопросами мы обратились к секретарю ФНПР Игорю Шанину. Но выяснилось, что и у него немало вопросов к разработчикам концепции:

- Пока ИПК обсудили лишь на рабочей группе РТК. Такая первая попытка дискуссии по этому вопросу. Но дискуссия не очень получилась, концепцию послушали и сказали, что над ней надо пока работать.

- Что вызывает наибольшие сомнения?

- Нет самого главного: непонятно, какую часть замещения заработка должна обеспечить предлагаемая система. По старой системе делали расчеты: при удачной работе она могла бы дать до 15 - 16% утерянного заработка. Это немного. То есть страховая пенсия в 10 тысяч рублей повышается за счет накопительной части до 11,5 тысячи рублей. Не очень много. Сейчас нам не представили никаких расчетов, но уже ясно, что значительно размер пенсий не увеличится. И пока выходит, что нет ничего выгоднее страховой пенсии для наемного работника.

- Какие еще положения смущают?

- Непонятно, кто будет так называемым “центральным администратором”. Кто это? Пенсионный фонд? В чем тогда смысл изменения системы? Он и так этим занимается. А если это будет другая контора, то система станет дороже.

- На что потребуются расходы?

- Чтобы обсчитать большой бюджет, нужны умелые специалисты, их количество неизбежно возрастет. Нужен контроль. Это тоже расходы. Нужны реклама, содержание, арендные, коммунальные платежи, налоги, техника. Поэтому мы возвращаемся к началу нашего разговора - пока концепция полна белых пятен. И неизбежно встает вопрос о целесообразности. Те же самые деньги мы можем отнести в банк, но иметь гарантированный доход. Пусть маленький, но гарантированный. Нам же пока предлагают схему “Ты плати, что получится - посмотрим”.

- А как нужно?

- Самое главное - как мы можем обеспечить 40-процентное замещение заработка, если он не растет? Мы снова возвращаемся к теме низких зарплат и неустроенности рынка труда.

- Как соотносится ИПК с налоговым маневром? Взносы в Пенсионный фонд одновременно хотят и уменьшить и увеличить?

- Одна из самых важных проблем нашей экономики - снижение потребительского спроса. Пенсионеров насчитывается 43 миллиона. Это гарантированный потребительский спрос. После налогового маневра пенсия станет пусть на копейку, но меньше. А цены на товары, пусть на копейку, но выше. Спрос падает. Так что эти предложения, которые сделаны одновременно… они совершенно непонятны.

- А какую пенсионную систему поддерживают профсоюзы?

- В принципе мы поддерживаем имеющуюся пенсионную стратегию с некоторыми условиями. Одно из условий: мы берем трехуровневую систему. Это обязательное пенсионное страхование, корпоративная пенсия и добровольная пенсионная система. Второе условие - мы договорились, что будем серьезно заниматься зарплатой. Третье - следует очень внимательно отслеживать вопросы, связанные с развитием институтов негосударственного обеспечения. Будем наблюдать, что там происходит. Четвертое - договорились внимательно отнестись к институтам досрочных пенсий. В решении Генсовета даже прописано, что насколько сложным было вхождение в эту систему (очень было трудно попасть в список 1 или 2), настолько же сложным должен быть и выход. Должны быть объективные причины по улучшению условий труда, качественному изменению. Только результаты СОУТ - еще не пропуск на выход. Ну и самое главное: пенсионная система должна быть заточена на то, чтобы повысить уровень жизни пенсионеров. Таково мнение профсоюзов.

«Солидарность»
 ← Вернуться назад