Новости

27 сентября 2021

Роструд в роли пасынка

Государство обделило ведомство, защищающее работников

Трудовой кодекс обязывает федеральную инспекцию труда контролировать соблюдение трудового законодательства, но государство ставит своему ведомству палки в колеса. Лишило самостоятельности, подчинив Минтруду. Возложило обязанности, урезав штат сотрудников. Ограничило приоритет надзорных функций и даже не установило работникам униформу. Инспекторы же трудятся изо всех сил - и приносят в казну немалый доход. Кому выгодно ослабление инспекции труда - вопрос открытый.

БЕССИСТЕМНЫЙ НАДЗОР

Профсоюзы созданы для защиты социально-трудовых и гражданских прав, производственных, профессиональных, экономических и социальных интересов работников. Но даже у самых крупных профсоюзов меньше возможностей, чем у государства. Именно его контрольно-надзорные органы должны быть основными защитниками трудовых интересов работников.

Согласно ТК РФ контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют пять федеральных госструктур. И основная нагрузка здесь ложится на федеральную инспекцию труда. Кроме нее в ТК представлены следующие виды федерального государственного надзора: энергетический, санитарно-эпидемиологический, за соблюдением промышленной безопасности, за соблюдением требований ядерной и радиационной безопасности.

Ряд госнадзоров, однако, в ТК не представлен - строительный, пожарный, за безопасностью дорожного движения и др. Может, они не имеют отношения к контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права? Но строительство уже много лет обгоняет другие отрасли по числу несчастных случаев и по последствиям от них. При пожарах, чрезвычайных случаях и ДТП тоже гибнет и травмируется много работников. Другое дело, что применительно к этим сферам нет четкого учета погибших и пострадавших в период исполнения трудовых обязанностей.

Конституция страны декларирует, что в РФ охраняются труд и здоровье людей. К контролю в сфере трудовых отношений имеет отношение пять органов госнадзора, указанных в ТК РФ. Основная же нагрузка по обеспечению госнадзора за соблюдением трудового законодательства ложится на Федеральную службу по труду и занятости (Роструд). И нельзя не обратить внимания на серьезные различия в правовом статусе Роструда и остальных четырех ведомств из этих пяти.

Госконтроль в промышленной безопасности, энергетике, ядерной и радиационной безопасности возложен на должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В его ведении находится и государственный строительный надзор (в ТК РФ не упомянут). Деятельность этих органов регулируется отдельными законодательными актами.

Ростехнадзор напрямую подчинен правительству РФ и вправе издавать федеральные нормы и правила, требования которых обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами. То же и с санэпиднадзором (Роспотребнадзор): он подчинен правительству РФ и сам издает санитарные нормы и правила (СанПиН) с обязательными требованиями.

ИНСПЕКЦИЯ В ЧЕРНОМ ТЕЛЕ

А теперь посмотрим на правовой статус федеральной инспекции труда. Она состоит из Роструда и подчиненных ей госинспекций труда в субъектах РФ. Хотя на нее ложится основная нагрузка в обеспечении контрольно-надзорных функций по защите трудовых прав работников, правовое положение этой инспекции заметно хуже.

Так, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, в названии не содержит слов “по надзору”. Официально Роструд - “федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством РФ для социально незащищенных категорий граждан” (из постановления правительства РФ от 30.06.2004 № 324, ред. от 24.11.2020).

Выглядит так, словно важнейшая государственная функция контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и трудовых прав “растворилась” в обилии обязанностей этого органа. Возможно, поэтому Роструд не стал Федеральной службой по надзору в сфере трудовых отношений, а стал “службой по труду и занятости”. Это говорит о нежелании государства полноценно обеспечивать надзор в сфере труда.

Штат Роструда и госинспекций труда в субъектах РФ ограничен и продолжает уменьшаться. Зато функций и задач все больше, в силу этого Роструд не может качественно и всесторонне выполнять свои контрольно-надзорные функции в сфере труда. Поэтому нередки случаи невыплаты или задержки зарплаты, незаконных увольнений или урезания штата, перевода на сокращенную рабочую неделю. Практикуются также гражданско-правовые договоры, невыполнение требований охраны труда и проч.

Далее, Роструд, в отличие от Ростехнадзора и Роспотребнадзора, находится не в ведении правительства РФ (хотя и регулируется его постановлениями), а подведомственен Минтруду. Это снижает самостоятельность Роструда, в том числе в сфере надзора. К слову, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в целях поднятия авторитета и самостоятельности с недавнего  времени напрямую подчиняется правительству РФ. А ведь набор ее задач и функций меньше, чем у Роструда.

Будучи подведомственным Минтруду, Роструд не вправе издавать нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования в сфере труда. Минтруд же так и не ввел в действие множество государственных нормативных требований (например, в сфере охраны труда), что затрудняет работу по качественной организации госконтроля (надзора). Как можно контролировать соблюдение требований охраны труда, например, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов, если нет соответствующих нормативных актов по охране труда? Подобных примеров много.

ФОРМЕННОЕ БЕЗОБРАЗИЕ

Здесь уместно отметить, что федеральная инспекция труда - не дотационная, а рентабельная структура. Об этом свидетельствует сумма наложенных Рострудом штрафов за 2020 год. Привлекают к административной ответственности за нарушение требований охраны труда, порядка проведения спецоценки условий труда или ее непроведение. Штрафуют за невыдачу работникам средств индивидуальной защиты, за допуск к должностным обязанностям без обучения охране труда или без проверки соответствующих знаний, без прохождения обязательных медосмотров или психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний. В прошлом году сумма таких административных штрафов превысила 1,7 млрд (!) рублей.

Даже в условиях усеченных полномочий и возможностей должностные лица Роструда пытаются заставить бизнес уважать и выполнять требования действующего законодательства.

Между тем полномочия федеральной инспекции труда ущемляются еще и отсутствием форменной одежды для ее должностных лиц. И здесь инспекцию в очередной раз “обидели” в сравнении с другими надзорными структурами. У должностных лиц Ростехнадзора, Россельхознадзора и других ведомств есть форменная одежда. В период ковидных ограничений одно появление инспектора Роспотребнадзора в вишнево-малиновой форме заставляло всех соблюдать меры безопасности.

Почему даже здесь сотрудникам федеральной инспекции труда отвели роль пасынков и лишили их права иметь форменную одежду? Видимо, среди равных органов госнадзора, указанных в ТК РФ, есть “более равные”. Или более покладистые.

*   *   *

Профсоюзный контроль в сфере трудовых отношений эффективнее, когда есть тесное взаимодействие с федеральной инспекцией труда и другими надзорными и контролирующими структурами. Это же относится и к ведомственному контролю на федеральном и региональном уровне. Увы, законодательный статус этих контрольно-надзорных органов хромает на две ноги.

Несложно догадаться, что слабый государственный и ведомственный надзор выгоден работодателям, особенно недобросовестным. Может, пора перестать “кошмарить” органы госнадзора - в первую очередь федеральную инспекцию труда? Ведь они созданы государством для его же защиты и делают благое дело, охраняя интересы миллионов граждан, в том числе в период исполнения ими трудовых обязанностей.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/rostrud-v-roli-pasynka.html

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©


 ← Вернуться назад