Новости

23 ноября 2020

Спрос дороже рубля

Причины нетипичной для кризиса динамики цен на сталь

Металлургическая индустрия в полной мере ощутила на себе влияние сильнейшего падения цен на нефть и газ, коронакризиса и прочих неприятностей, выпавших в 2020 году на долю глобальной экономики. В этих условиях черная металлургия демонстрирует противоречивые тенденции: с одной стороны, в ней наблюдается спад, с другой — идет постоянный подъем, стремление к увеличению производства и продаж.

Европейские качели

За девять месяцев нынешнего года мировая выплавка стали, по оценке World Steel Association, сократилась на 3,2%, до 1,347 млрд тонн.

Особенно сильный ее провал случился в странах Евросоюза, суммарное производство стали рухнуло на 17,9%, до 99,361 млн тонн. Наибольшие потери понесли ключевые члены ЕС, Германия и Франция. В Германии выпуск стали уменьшился на 15,7%, до 25,728 млн тонн, во Франции — на 26,8%, до 8,227 млн тонн.

В сходной ситуации оказались США, Индия и Япония. В США выплавка стали снизилась на 19,2%, до 53,462 млн тонн, в Индии — на 16,5%, до 70,203 млн тонн, в Японии — на 19,1%, до 61,208 млн тонн.

На этом фоне Китай сумел увеличить производство стали на 4,5%, до 781,593 млн тонн. Хотя он первым пострадал от пандемии COVID-19, но первым и выкарабкался благодаря чрезвычайно жесткому карантину и фантастической дисциплине его граждан. Власти КНР приняли беспрецедентные меры, направленные на поддержку национальной экономики: от снижения налоговой нагрузки (в ущерб доходам бюджета) до выпуска государственных облигаций для финансирования инфраструктурных проектов, выступающих драйвером спроса на сталь.

Спрос на сталь в 2020 году, по оценке World Steel Association, может сократиться на 2,4%, до 1,725 млрд тонн. Более глубокого спада удастся избежать в нынешнем году вследствие расширения потребления стали в КНР на 8%. В 2021 году спрос может вырасти или остаться неизменным.

В Евросоюзе, США, Японии и Индии такого не будет: там в 2020 году потребление останется ниже, чем в 2019-м, и нет уверенности в его быстром восстановлении в 2021 году.

Динамика цен за прошедший год очень нетипична для кризиcного времени. Например, на London Metal Exchange фьючерс на арматуру в октябре 2019 года котировался около $400 за тонну, в период первого локдауна он снижался до $375, но в конце октября 2020 года торговался на уровне $445.

Рентабельность в актив

Положение дел в российской промышленности тоже не идеально. По окончании десяти месяцев 2020 года остается только констатировать, что в вузе нам не напрасно преподавали теорию вероятностей. Год оказался очень богатым на маловероятные события. Последствия пандемии, похоже, предстоит расхлебывать длительное время. Большинство жителей России уже почувствовали снижение доходов, дорогие импортные товары стали еще менее доступными, поднялись цены на автомобили и жилье.

Официальная статистика подтверждает обывательские рассуждения. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), за девять месяцев 2020 года промышленное производство снизилось на 2,9%, а по сравнению с сентябрем 2019 года — на 5%. Основными пострадавшими отраслями за девять месяцев 2020 года стали производство нефтепродуктов (–1,4%), промышленность строительных материалов (–4,7%), металлургия (–2,4%), прочих транспортных средств (–5,7%).

Информация Росстата за девять месяцев 2020 года демонстрирует, что металлурги за январь—сентябрь 2020 года выплавили 43,5 млн тонн стали и произвели 45,8 млн тонн стального проката. Это на 1,4% и 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.

Интересно уже само соотношение: если данные Росстата верны, то получается, что производство проката на 5,3% превысило выпуск стали, и это с учетом того, что при производстве проката часть стали теряется в окалине и браке. Объяснить это можно тем, что российские металлурги использовали прошлогодние запасы полуфабрикатов для производства в текущем году, что подразумевает либо работу на склад в конце прошлого года, либо проблемы со сбытом продукции на экспортных рынках в октябре—декабре 2019 года, когда отмечалось снижение цен.

В России за счет слабого рубля цены росли еще более явным образом: с 43 тыс. руб. за тонну (с НДС) арматуры А500С в конце октября 2019 года, до 47,5 тыс. руб. на сегодня.

Таким образом, на фоне незначительного снижения производства стали в России потребление ее строительной отраслью, которую после полуторамесячного простоя поддержали льготные ставки по ипотеке и снижение ставок Банком России, позволило российским металлургам снизить потери от глобального кризиса на фоне прочих отраслей экономики.

Сезон девятимесячной отчетности показывает, что, несмотря на снижение показателя EBITDA у «Северстали» на 22,3%, до $1,7 млрд, у НЛМК на 16,3%, до $1,8 млрд, у ММК на 30,4%, до $1 млрд, рентабельность по EBITDA у большинства из них практически не уменьшилась и абсолютное снижение в большей степени связано с падением курса рубля, поскольку примерно 60–70% выручки компаний приходится на продажи на внутреннем рынке.

Так что можно констатировать: несмотря на снижение абсолютных показателей в долларовом выражении по сравнению с прошлогодними, лидеры отечественной черной металлургии смогли сохранить рентабельность бизнеса даже в период пандемии, что можно занести им в актив.

Что касается потребления проката в России, то оно ожидаемо сократилось. Самое значимое по динамике сокращение произошло в автомобилестроении — на 21% (за восемь месяцев 2020 года, по данным ассоциации «Русская сталь»). Следующим по динамике падения стало машиностроение: 16% (за восемь месяцев 2020 года). Энергетическое машиностроение в 2020 году сократило потребление металлопродукции на 9%. Наименьший спад ожидается в строительстве — на 3–5%, более того, в четвертом квартале, вполне возможно, строительство начнет восстанавливаться на фоне продления льготных ставок по ипотеке. Тем не менее общее потребление стального проката в России в 2020 году, вероятнее всего, уменьшится на 4–6%. Выпавшие объемы будут перенаправляться на экспорт, чему способствует низкая себестоимость отечественной продукции в пересчете на доллар.

Вероятность исхода

На этом можно было бы и завершить описание нынешней ситуации, однако в конце хотелось бы напомнить, что уже с 2023 года в ЕС предполагается ввести в действие углеродное налоговое регулирование, и российским игрокам придется доплачивать до €75 на тонну при поставках на европейский рынок.

Такая пошлина сделает невозможной продажи российской продукции в страны ЕС, что ухудшит экспортные возможности российских металлургов, поэтому развитию отечественного рынка должно уделяться пристальное внимание, поскольку безмятежное время глобализации, похоже, остается в прошлом, а теория вероятностей не исключает того, что рост отечественной экономики позволит наконец полноценно загрузить сталелитейные мощности российских производителей.

https://www.kommersant.ru/doc/4574242

 ← Вернуться назад