Новости

13 июля 2017

Внутренняя структура

Черная металлургия
Конкурентным преимуществом сталелитейной компании становится не техническое оснащение, а организация эффективного производства
Рынок стали вошел в позитивную зону: за первый квартал мировое производство выросло на 5,7% до 410,5 млн тонн (здесь и везде далее — сравнение с аналогичным периодом 2016 года, если не указано иное). Объемы выпуска увеличивают все крупнейшие страны-производители. Лидерство сохраняет Китай, нарастивший выплавку на 4,5% до 274 млн тонн. Не отстает и Евросоюз: те же плюс 4,5% до 57 млн тонн. Штаты дали 27 млн тонн стали (плюс 2,9%), Япония — 35 млн тонн (плюс 1,9%). Индия сохраняет позиции лидера по динамике — плюс 7,1% (33 млн тонн стали), основной фактор — заградительные меры.
Расти от плинтуса легко
Отрасль начала медленно выходить из кризиса в прошлом году, когда после драматического трехлетнего сжатия производство стали в мире выросло на 0,8%, потребление — на 1,3%. Для объективности картины главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин, характеризуя динамику первого квартала этого года, предлагает не сбрасывать со счетов эффект низкой базы:
— За пять месяцев 2017 года выпуск стали в мире вырос всего на 1% к уровню января — мая 2014 года, причем в Китае — на 0,7%, в мире без учета Китая — на 1,3%. То есть в целом пока можно говорить об умеренном росте мирового производства. Основной подъем обеспечивается уже не Китаем. Сильный рост показывают Индия, Турция, Иран, хорошее восстановление демонстрируют Мексика и Бразилия.
Российские сталепромышленники за рассматриваемый нами период выплавили 24 млн тонн стали, что на 3,4% больше прошлогоднего показателя. Игорь Нуждин опять же усматривает в динамике эффект низкой базы: «В первом квартале 2016 года цены на стальной прокат были на минимумах, относительно четвертого квартала 2016 года результаты не столь выразительные».

Делают и показывают
Тем не менее финансовая отчетность крупнейших российских компаний за первый квартал по МСФО выглядит неплохо. Так, выручка группы «Северсталь» увеличилась на 61% до 1,767 млн долларов. В компании результат связывают с увеличением объемов продаж железорудных окатышей и стальной продукции. Показатель EBITDA по группе увеличился на 111,7% по сравнению с предыдущим годом и достиг 578 млн долларов.
— В начале 2017 года «Северсталь» продемонстрировала устойчивые финансовые и операционные результаты на фоне благоприятной ценовой конъюнктуры. Компания смогла достичь одного из самых высоких показателей рентабельности в стальной отрасли и показала результативность нашей вертикально-интегрированной бизнес-модели, — указывает на фактор успеха генеральный директор АО «Северсталь Менеджмент»Александр Шевелев.
НЛМК увеличил выручку на 10% до 2,16 млрд долларов. Показатель EBITDA — плюс 19% до 618 млн долларов. В первом квартале 2017 года благодаря активизации внутреннего спроса группа нарастила продажи на рынках Европы и США, а также экспортные поставки плоского проката из РФ, что позволило компенсировать сезонное снижение спроса в России, приводит пресс-служба оценку вице-президента по финансам группы НЛМКСергея Каратаева.
Доходы компании «Металлоинвест» поднялись на 85,1% до 1,52 млрд долларов в основном благодаря существенному удорожанию железной руды и стальной продукции, а также росту объемов отгрузки продукции с высокой добавленной стоимостью. Показатель консолидированной EBITDA увеличился в 2,9 раза до 527 млн долларов. По словам генерального директора УК «Металлоинвест» Андрея Варичева, наибольший вклад внес горнорудный сегмент, продемонстрировав прирост EBITDA на 323 млн долларов. Рентабельность EBITDA возросла с 22,4% до 34,7%. «Улучшение показателя прибыльности во многом является следствием роста цен на продукцию, а также проведения программы операционных улучшений. Чистая прибыль по итогам первого квартала увеличилась в 2,2 раза и составила 391 млн долларов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — подчеркивает топ-менеджер.
Ситуацию в группе «Мечел» в отчетных материалах генеральный директор ООО «УК Мечел-Сталь» Андрей Пономарев характеризует следующим образом:
— Первый квартал этого года металлургический дивизион отработал стабильно. Небольшое снижение объемов отгрузок сортового проката носило преимущественно сезонный характер: оно связано с падением строительной активности в зимний период. Мы ожидаем, что объемы продукции строительного сортамента, которая не была продана в первом квартале на фоне слабого спроса и, соответственно, низких цен, будут реализованы с активизацией строительного сезона в последующих периодах по более высоким ценам. При этом в первом квартале выросли продажи более высокомаржинальной продукции — штампованных и кованых изделий, а также плоского проката, в том числе за счет расширения ассортиментной линейки и освоения новых рынков сбыта. В целом выручка по итогам первого квартал 2017 года осталась на уровне четвертого квартала 2016-го. Сокращение показателя EBITDA на 51% стало результатом роста производственной себестоимости на фоне высоких цен на входящее сырье. Основные тенденции, характеризующие деятельность дивизиона в прошлом году, сохраняются и в начале текущего года. Мы продолжаем наращивать загрузку универсального рельсобалочного стана ЧМК, осваиваем новые конкурентные виды продукции на всех предприятиях, ведем модернизацию оборудования.
Рано расслабляться
Российские производители опираются на оптимистичные прогнозы. В Ассоциации «Русская Сталь», по словам исполнительного директора Алексея Сентюрина, в первый раз после 2013 года прогнозируют рост потребления металла на отечест¬венном рынке.  
На закрепление положительных тенденций в течение 2017 года рассчитывают и в группе «Северсталь»:
— Мы ожидаем дальнейшей стабилизации на рынках стали и сырья.  По мере роста мировой экономики спрос на сталь в мире, по прогнозам, также будет укрепляться, чему поспособствует закрытие избыточных сталелитейных мощностей в Китае, а также политика стимулирования роста китайской экономики, — перечисляет факторы Александр Шевелев.
Однако отраслевые аналитики более сдержаны:
— В целом по итогам 2017 года мировое производство стали может показать рост на 3 — 4%, Китай — на 3 — 3,5%. В дальнейшем из-за слабых темпов роста или, что более вероятно, даже сокращения объемов производства в Китае, мировая динамика будет слабой и не превысит значений в 0,8 — 1% в год, — предполагает Игорь Нуждин.
По его версии, мировые цены на сталь из-за относительной сбалансированности спроса и предложения будут зависеть от изменений стоимости сырья — коксующегося угля и железной руды: именно это обеспечило рост цен на сталь в первом квартале. Во втором полугодии цена на сырье скорректируется. В 2018 году цены на сталь будут ниже уровней 2017 года на 20%.
Партнер, руководитель группы по работе с металлургическими компаниями DeloitteАндрей Седов также видит предпосылки для постепенного снижения спроса со стороны Китая по мере ослабления государственной поддержки в стране. Это приведет к тому, что профицит увеличится, а цены пойдут вниз.
Именно по этой причине аналитики в отрасли не ждут новых крупных инвестиционных проектов:
— Металлурги завершили фазу модернизации и расширения производства. Запускать новые проекты нет смысла, так как сильного роста спроса на металл не прогнозируется. Скорее, речь будет идти о поддержании текущих мощностей и локальной модернизации отдельных объектов, — предполагает Игорь Нуждин.
По мнению Андрея Седова, основным риском для российских металлургов остается нестабильный спрос, а также укрепление рубля при снижающихся ценах на сталь.
В такие периоды неопределенности важнее сосредоточиться на качественных параметрах. Тем более что вызовы перед отраслью стоят весьма серьезные.
— Сегодня в России на первое место выходит не техническое оснащение, а умение эффективно организовывать производство, — заявил на международном металлургическом саммите «Российская сталь и глобальный рынок: приоритеты развития» председатель наблюдательного совета Ассоциации «Русская Сталь», председатель правления ОМК Анатолий Седых. — И судя по всему, участники рынка готовятся ответить на этот вызов. Практически во всех крупных холдингах запущены программы повышения эффективности. ОМК уделяет развитию производственной системы особое значение, приблизившись по этому показателю к уровню предприятий аэрокосмической отрасли ведущих мировых держав. Это позволяет существенно экономить ресурсы наших клиентов, а также улучшает финансовые показатели компании.
— Один из методов повышения операционной эффективности производства на комбинатах Металлоинвеста заложен в программе «Производственная система», — рассказал Андрей Варичев. — Программа направлена на повышение эффективности производственных процессов и снижение всех видов потерь через активное вовлечение в эту работу сотрудников. Сделан акцент на использование инструментов бережливого производства, которые позволяют убрать лишние операции из производственного процесса, повысить качество работы, облегчить труд горняков и металлургов за счет простых и доступных решений. Результаты внедрения системы на пилотных участках будут распространены в другие подразделения комбинатов Металлоинвеста.  
В течение 2016 года ситуация в сталелитейной отрасли несколько стабилизировалась, но основные проблемы и дисбалансы никуда не ушли, итожит в отраслевом исследовании «Рынок черной металлургии» Андрей Седов. Основными задачами, по его мнению, были и остаются повышение эффективности, освоение новых рынков сбыта и сохранение существующих. Среди топ-5 проблем, стоящих перед предприятиями отрасли в 2017 году, — возможное снижение внутреннего спроса, стагнация российской экономики, снижение доходов от основной деятельности, рост производственных затрат.  
http://www.acexpert.ru/archive/nomer-28-735/vnutrennyaya-struktura.html
 ← Вернуться назад