Все о МРОТ
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) – один из важнейших экономических терминов, связанных с доходами россиян. «Солидарность» рассказывает, сколько составляет МРОТ на сегодняшний день, каковы принципы его расчета и увеличения.
ЧТО ТАКОЕ МРОТ
Аббревиатура МРОТ обозначает минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый на федеральном уровне. То есть сумму, меньше которой работодатель по закону не может платить работнику при условии, что тот на полной ставке отработал месяц без нареканий.
В соответствии с законом, МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума (ПМ), о чем говорит ст. 133 ТК РФ. Добиться исполнения закона Федерации независимых профсоюзов России удалось с 1 мая 2018 года. С этой даты МРОТ приравнен к прожиточному минимуму не только на бумаге, но и в жизни.
РАЗМЕР МРОТ
С 1 мая 2018 года МРОТ приравнен к прожиточному минимуму, который в настоящий момент составляет 11 163 рубля. Сумма минимального размера оплаты труда регулярно индексируется на уровень официальной инфляции. На повышение оплаты труда бюджетников деньги выделяют из федерального бюджета. В тоже время, коммерческие компании должны повышать зарплаты сотрудников из собственных средств.
Стоит отметить, что кроме МРОТ, гарантированного на федеральном уровне, правительство каждого отдельного региона может устанавливать собственный уровень минимальной зарплаты (конечно, при условии, что он не ниже федеральной гарантии). Например, минимальная зарплата в 2018 году в Москве — 18 742 рубля, в Санкт-Петербурге — 17 000 рублей, в Московской области — 13 750 рублей. Цифра минимальной заработной платы для каждого региона – своя. Полный список актуальных минимальных зарплат для каждого из регионов вы можете найти в специальной таблице.
ЕСЛИ ПЛАТЯТ НИЖЕ МРОТ
Выплачивать зарплату ниже минимального размера оплаты труда – незаконно. Если работники столкнулись с выплатой ниже МРОТ, им следует обратиться в профсоюзную организацию и трудовую инспекцию. Такое нарушение может повлечь не только крупный штраф, но и дисквалификацию работодателя.
В случае, если нарушение зафиксировано впервые, руководству придется расстаться с незначительной суммой - от 1000 до 5000 рублей. А вот при повторном нарушении возможен не только крупный штраф, но и отстранение руководителя от работы сроком на 1 - 3 года с запретом занимать руководящие должности. Отдельные санкции предусмотрены для юрлица. При первом нарушении со счета могут списать от 30 000 до 50 000 рублей, при повторном – от 50 000 до 70 000 рублей.
«А»-справка: статья 133 ТК РФ
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
ИСТОРИЯ МРОТ
Пункт о том, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, появился в Трудовом кодексе РФ в 2001 году. Вместе с тем другая статья – 421 ТК РФ – противоречит этому утверждению. В ней говорится, что порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом. Таким образом, правительство брало на себя обязательство увеличивать МРОТ до размеров ПМ, но точная дата, когда это должно произойти, окончательно не указывалась. Стоит отметить, российские профсоюзы настойчиво и последовательно требовали от правительства страны доведения МРОТ до необходимой величины. Вплотную приблизиться к исполнению требований ст.133 ТК РФ удалось в 2018 году.
12 мая 2017 года президент Владимир Путин на встрече с председателем ФНПР Михаилом Шмаковым заявил, что в правительстве обсуждается возможность повышения МРОТ сразу до прожиточного минимума. Как результат, в сентябре 2017 года Путин поставил перед правительством задачу внести в Госдуму инициативу о приравнивании МРОТ к ПМ с 1 января 2019 года.
Профсоюзы настаивали на ускорении процесса. В ходе прямой линии 13 октября 2017 года председатель ФНПР еще раз заявил, что «добиться повышения МРОТ до прожиточного минимума нужно уже в 2018 году». В итоге это профсоюзам удалось. 10 января 2018 года Владимир Путин пообещал, что МРОТ уравняют с прожиточным минимумом с 1 мая 2018 года. Документ предлагает установить МРОТ с этой даты в размере 11 163 руб. в месяц, доведя его до величины ПМ трудоспособного населения. Реализация положений законопроекта коснется 3 млн человек, из которых 1,6 млн заняты в государственных и муниципальных учреждениях.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту, суммарные расходы на повышение зарплаты работников бюджетной сферы в 2018 году составят 39,3 млрд рублей, в том числе работников федеральных государственных учреждений - 7,5 млрд рублей, а региональных и муниципальных - 31,8 млрд.
С 1 мая МРОТ официально приравнен к сумме прожиточного минимума.
МРОТ И НАДБАВКИ
В последнее десятилетие отдельной темой в рамках обсуждения МРОТ было начисление различных надбавок к зарплате. Дело в том, что в статьях Трудового Кодекса РФ четко не прописано, должны ли дополнительные выплаты входить в «тело» МРОТ или же начисляться сверх него. Профсоюзы настаивали, что сумма МРОТ – постоянная величина, и любые надбавки необходимо на нее начислять. Представители же финансово-экономического блока правительства придерживались обратной позиции.
Неразбериху в этот вопрос внесли и противоположные решения Верховного суда и его президиума. Начиная с 2011 года ВС РФ неоднократно в своих определениях высказывал позицию, что зарплата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего на нее должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы. Суд указывал, что при установлении системы оплаты труда в организациях Крайнего Севера неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к зарплате. За несколько лет с учетом этого решения сложилась многочисленная судебная практика судов общей юрисдикции различного уровня.
Однако с 2016 года позиция Верховного суда по этому вопросу изменилась, о чем свидетельствуют определения судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ. По указанным делам истцы ссылались на то, что их месячная зарплата ниже установленного в РФ МРОТ, а величина районного коэффициента включается в состав минимальной заработной платы. ВС РФ указал, что трудовое законодательство допускает установление окладов (тарифных ставок) как составной части зарплаты работников в размере менее МРОТ при условии, что размер месячной зарплаты, включающей все элементы, в том числе районные коэффициенты и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ. Интересно, что практически у каждого ведомства, связанного с экономикой и трудом, есть свое мнение относительно принципов начисления МРОТ. Подробнее об этом читайте в материале «Солидарности» «Битва за МРОТ».
Урегулировать вопрос с «северными» профсоюзам удалось в декабре 2017 года, воспользовавшись обращением граждан в Конституционный суд. Его постановление гласит, что в минимальный размер оплаты труда не должны включаться различные надбавки и компенсации, включая северные выплаты. Соответствующий вердикт суд вынес 7 декабря, оглашая приговор по делу о проверке конституционности положений ст. 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса.
“Конституционный суд неоднократно подчеркивал, что в системе оплаты труда должна соблюдаться и норма, гарантирующая добросовестному работнику зарплату не ниже МРОТ, и другие нормы трудового законодательства, в частности, правило об оплате труда в повышенном размере в северных районах. Такая повышенная оплата должна производиться после определения размера зарплаты и выполнения требования об обеспечении МРОТ. Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка не могут включаться в состав минимального размера заработной платы.
В противном случае зарплата в местностях с особыми климатическими условиями могла бы не отличаться от оплаты труда в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в неблагоприятных условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства обеспечить справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату и не допустить применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении”.
«Солидарность»