Законодательство подлатали, а дыры остались
Обновленное законодательство об охране труда вызывает немало вопросов. В нем не сформулированы основные понятия из этой области. Раздел о микротравмах - избыточно подробный и неоднозначный, а вот серьезные позиции, такие как учет несчастных случаев и профзаболеваний, на федеральном уровне обойдены молчанием. При этом расследование и учет хронических острых профзаболеваний предполагается и впредь осуществлять, опираясь на морально устаревшие документы начала 2000-х.
СЛУЧАИ НЕСЧАСТНЫЕ И НЕУЧТЕННЫЕ
С 1 марта 2022 года вступает в силу закон № 311-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ”, утвердивший новую редакцию X раздела “Охрана труда”. В пояснительной записке правительства отмечалось: изменения “подготовлены с учетом результатов правоприменительной практики трудового законодательства и направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве”. Звучит актуально и оптимистично.
Распространяется ли этот подход на несчастные случаи и профзаболевания, ведь они грозят работнику утратой здоровья, а то и смертью? Как в действующем, так и в обновленном ТК есть ст. 209 “Основные понятия”. Но базовых для охраны труда терминов - “профзаболевание” и “несчастный случай” - нет.
Такие формулировки есть в ст. 3 закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”: “Несчастный случай на производстве - это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть”.
Но у этого закона - своя сфера регулирования. Он устанавливает основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору. Да, закон связан с ТК РФ, но касается только тех несчастных случаев, которые признаны страховыми.
В жизни же разновидностей несчастных случаев гораздо больше. Их градация приведена в межгосударственном стандарте ГОСТ 12.0.002-2014 “Система стандартов безопасности труда. Термины и определения” (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации, протокол от 30.09.2014 № 70-П). ГОСТ носит рекомендательный характер, но дает определение понятиям “учетный случай”, “несчастный случай”, “несчастный случай на производстве”, “несчастный случай, не связанный с производством”, “страховой случай”.
Своеобразна глава 36.1 обновленного ТК РФ. В ней детально прописано расследование, оформление, учет микроповреждений (микротравм). Но почему-то ничего нет о расследовании и учете такой важной позиции, как профзаболевания. Похоже, что задача этой главы - отсечь все нестраховые несчастные случаи. Это касается фактов естественной смерти на работе либо по пути туда или обратно, исчезновений работников и т.д. Так, несчастный случай с самозанятым в период работы никак не учитывается. Насколько это правильно? Ведь самозанятые, которых миллионы, тоже платят налоги.
Тема качественного учета несчастных случаев на производстве неоднократно поднималась в газете “Солидарность”. К сожалению, обновленный ТК РФ не отвечает на вопрос, какая федеральная структура сегодня ведет учет несчастных случаев и несет ответственность за его объективность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАБЫТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Еще более непонятна и сложна ситуация с расследованием и учетом профзаболеваний. В ТК РФ такой механизм вообще не отражен, хотя в соответствии со ст. 3 закона № 125-ФЗ профзаболевание - “хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть”.
Новая редакция статьи 228.1 ТК РФ устанавливает, что “о случаях острого заболевания (отравления) работников, в отношении которого имеются основания предполагать, что его возникновение обусловлено воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, работодатель (его представитель) сообщает в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора”.
Но ТК РФ так и не поясняет, что следует понимать под острым заболеванием (отравлением). Работодатель - не врач, ему сложно выяснить, из-за чего возникло “острое заболевание” и как это связано с условиями труда. Получается, о каждом расстройстве желудка у кого-то из работников наниматель обязан сообщать в территориальный орган Роспотребнадзора? Такие требования закона не способствуют качественному учету и расследованию профзаболеваний. К тому же не все работодатели добросовестны.
Не менее важно и то, что морально устарели базовые документы по учету и расследованию профзаболеваний. В числе устаревших: постановление правительства России от 15.12.2000 № 967 “Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний; приказ Минздрава России от 28.05.2001 № 176 “О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний”; приказ Минздрава России от 27.04.2012 № 417н “Об утверждении перечня профессиональных заболеваний”; приказ Роспотребнадзора от 31.03.2008 № 103 “Об утверждении инструкции по составлению санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания”.
После издания этих документов был принят закон “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Многократно вносились изменения в ТК и закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 30.03.1999 № 52-ФЗ. Менялись структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти. Несмотря на все это, в нормативном регулировании учета и расследования профзаболеваний перемен не наступило. В перечне нормативных правовых актов, которые подлежат признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона № 311-ФЗ, ничего нет о подготовке новых документов, регламентирующих порядок учета и расследования профзаболеваний.
Также отметим, что Конвенцией МОТ № 121 от 08.07.1964 “О пособиях в случаях производственного травматизма” установлен Перечень профзаболеваний. Каждое из 24 ратифицировавших ее государств в соответствии с Конвенцией устанавливает свой перечень профзаболеваний. Россия ее не ратифицировала, но у нас такой перечень утвержден приказом Минздрава РФ от 27.04.2012 № 417н. И перечень этот, по мнению специалистов, требует обновления и корректировки, тем более в условиях пандемии COVID-19.
27 июля первый замминистра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко анонсировал проект приказа, утверждающий новое Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов и соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве. В Положении предусмотрено, что “острые или хронические профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, будут подлежать расследованию в соответствии с Положением о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967”.
Знаменитое выражение “живя прошлым, мы теряем будущее” вполне применимо к нашей ситуации. Сложно рассчитывать, что со старым багажом - документом более чем 20-летней давности - можно успешно обеспечить учет и расследование профзаболеваний в современных условиях.
Источник: https://www.solidarnost.org/articles/zakonodatelstvo-podlatali-a-dyry-ostalis.html
Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©