Новости

13 июня 2019

ЗАМОРОЗКА, РОСТ ИЛИ ИНДЕКСАЦИЯ?

В каких отраслях промышленности увеличиваются реальные заработки

Во время минувших экономических кризисов многие работодатели предлагали заморозить зарплаты на производствах. В ряде случаев профкомы согласовывали такой подход - чтобы сохранить рабочие места. “Солидарность” поинтересовалась у руководителей профсоюзов, как сейчас обстоят дела с повышением зарплат в промышленности, удалось ли выйти по этому показателю на докризисный уровень.


Алексей Безымянных,

председатель Горно-металлургического профсоюза России:

- На предприятиях горно-металлургического сектора механизм индексации работает практически повсеместно. Реальный рост зарплат в нашем секторе за год составил 4,3%, что выше уровня инфляции. В основном такая практика. Хотя, конечно, есть отдельные предприятия, производства, где это не выполняется. И мы, и работодатели чувствуем себя в определенных рамках выполнения обязательств перед рабочими. В то же время нужно отметить, что в этом году нас ждут отраслевые переговоры на следующий трехлетний период. Естественно, что перед переговорами будет некоторый ажиотаж.

Евгений Аникин,

председатель Российского профсоюза работников судостроения:

- Совместными усилиями администрации предприятий и профкомов и в соответствии с коллективными договорами удалось стабилизировать ситуацию с выплатой заработной платы “докризисного уровня” на большинстве предприятий судостроительной отрасли, где созданы первичные профсоюзные организации РПРС.

Сложности с этим вопросом остаются в Приморском и Хабаровском краях. По данным департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ, на 1 января 2019 года задолженность по зарплате образовалась в ПАО “Хабсудмаш”. Причина - недостаточно денежных средствах на выплату заработной платы в полном объеме.

Алексей Тихомиров,

председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности:

- С 2015 года в авиационной промышленности средняя номинальная начисленная зарплата растет. Однако в связи с санкциями, некоторыми ограничениями в производстве гражданской продукции, снижением государственного оборонного заказа в целом по России, о чем неоднократно говорил президент РФ, темпы роста зарплаты снизились с 10,6% в 2015 году до 4,9% в 2018-м.

При этом численность работающих в отрасли практически не снижается: предприятий, которые не обеспечивают полную занятость, единицы. В то же время планируется снижение численности работающих в отрасли.

Андрей Чекменев,

председатель Российского профсоюза работников промышленности:

- Производство производству рознь. В нашем отраслевом соглашении прописано: индексация зарплат должна проводиться не реже раза в календарный год, одновременно для всех категорий работников организаций и на величину с коэффициентом не менее 1,2 индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем регионе. Подписываются под этим пунктом почти все работодатели. А вот с соблюдением заявленных параметров есть известные проблемы.

Обозначенный в отраслевом соглашении размер индексации соблюдает порядка 20 - 30% руководителей. Другие где-то как-то стараются держать индексацию на уровне инфляции. Третьи вообще категорически не желают слышать само слово “индексация”. Говорят: вот у нас есть фонд заработной платы за прошлый год, мы увеличили его на 10% - что вам еще нужно? На что мы справедливо отвечаем, что эти 10% могли, например, пойти на повышение окладов менеджменту, а основную массу работников не затронуть.

Отдельная тема - кризисные производства, которые не смогли найти рынок сбыта и либо закрываются, либо на ладан дышат. Там что кризис, что не кризис - все едино. Речи о росте зарплаты нет. Только о сокращениях и экономии.

Так что единого ответа на вопрос относительно роста зарплат дать не получается. У всех своя специфика. А средние цифры всегда останутся “средними”.

Юрий Офицеров,

председатель Всероссийского “Электропрофсоюза”:

- В нашем отраслевом тарифном соглашении прописана ежегодная индексация зарплат на уровень инфляции. Во время кризисов, конечно, от отдельных работодателей поступали предложения о снижении уровня индексации. Хотя о полной ее заморозке речь не шла. Хочу сказать, что и в спокойные, не кризисные времена многие компании не в полном объеме соблюдают свои обязательства по этому пункту. Так что добиться реального и повсеместного роста уровня зарплат работников, к сожалению, не получается.

Стоит учитывать и то, что электроэнергетика относится к тарифорегулируемым отраслям. Что, естественно, накладывает свой отпечаток, так как затраты на персонал учитываются в тарифе далеко не в полном объеме. Не могу сказать, что это нас устраивает или мы с этим смирились.

Упомяну и особенности индексации в тех компаниях, которые отказались присоединяться к ОТС. Здесь ситуации бывают разные. Чаще всего повышение зарплат работников регулируется коллективным договором, нередки случаи использования только локальных нормативных актов работодателей. Уровень зарплат здесь в основном превышает средние величины по отрасли, но индексация не носит системного характера. То есть зарплаты могут расти только у отдельных категорий работников, а у других, наоборот, даже снижаться.

Александр Корчагин,

председатель Общероссийского профсоюза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства:

- Несмотря на ежегодный рост заработной платы в номинальном выражении, ее покупательная способность существенно снизилась в кризисные 2014 - 2015 годы. Так, в добыче сырой нефти и природного газа, а также предоставлении сопутствующих услуг уровень реальной заработной платы, по данным Росстата, снизился примерно на 10% и сейчас, по итогам 2018 года, составляет около 98% от докризисного. Лучше остальных сложилась ситуация с реальной заработной платой в производстве нефтепродуктов и химическом производстве: здесь покупательная способность зарплаты восстановилась и даже выросла на 11% по сравнению с докризисными значениями.

«Солидарность»

 ← Вернуться назад