Новости

15 января 2018

“Кто-то хочет передернуть”

Вице-премьер Голодец оценила ход выполнения майских указов
К последнему в уходящем 2017 году заседанию стороны Российской трехсторонней комиссии (РТК) подготовились как нельзя более основательно. Об этом может говорить хотя бы тот факт, что ни один из семи вопросов повестки не потребовал детального или хотя бы формального обсуждения - все решения приняли без оного. Однако вряд ли стоит думать, что 22 декабря собираться членам РТК в правительстве не следовало вовсе. Почему - рассказывает “Солидарность”.
Собраться членам РТК 22 декабря стоило по нескольким причинам. Во-первых, нужно было все-таки официально зафиксировать разработанные комиссиями решения. Иначе вышло бы, что люди работали зря - а такой подход профсоюзным не назовешь. (Другие стороны соцпартнерства пусть говорят за себя сами.) Во-вторых, несколько интересных слов было сказано как бы между строк. Есть и “в-третьих”, с которого, пожалуй, начнем.
Обычно Овальный зал Дома правительства (он же в обиходном языке - Белый дом) во время заседаний РТК полон народу. Свободные кресла встречаются, но ощущения “сиротливости” они не вызывают. Если смотреть на президиум, то справа располагается профсоюзная сторона, слева - представители работодателей, а посередине члены правительства.
Так вот, 22 декабря последние практически в полном составе отсутствовали (за исключением человек пяти, по наблюдениям корреспондента “Солидарности”). Вице-премьер и куратор правительственной стороны РТК Ольга Голодец даже специально извинилась за коллег, но объяснение причин неявки подвесило в зале новый вопрос. Дело в том, что сотрудники правительства в это время были на съезде партии парламентского большинства - “Единой России” (включая министра труда Максима Топилина).
По словам Ольги Голодец, они не могли пропустить это событие. Что лишний раз заставляет задуматься: является ли эта структура политической партией или все-таки частью чиновничьего аппарата? Так, по словам главы ФНПР Михаила Шмакова, в профсоюзах есть представители разных политических партий, некоторым нужно было готовиться к съезду КПРФ 23 декабря - однако все, кто должен был, явились. Даже президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин заявил, что тоже должен был бы находиться на съезде “ЕР”, но предпочел посетить заседание РТК.
Как бы там ни было, делать какие-либо оргвыводы в отношении представителей правительства, отсутствующих на заседании, никто, похоже, не собирался.
“Во-вторых” было связано с выполнением майских указов. Ольга Голодец призвала стороны Российской трехсторонней комиссии незамедлительно, “невзирая на праздники”, сообщать правительству о проблемах с их выполнением. Чиновница также добавила, что скрыть проблемы с выполнением указов, если у кого-то есть такое желание, все равно не получится.
- Я, прежде всего, обращаюсь к представителям работников наших бюджетных организаций, которые представляют врачей, учителей, социальных работников, - уточнила Голодец.- Но и вообще [ко всем членам] РТК. У нас, к сожалению, в последнее время наметилась тенденция, что кто-то что-то хочет передернуть, и еще - чтобы эта информация не ушла. Вот информация все равно уходит. Все равно потом будут проблемы.
Чиновница высказалась и на тему низкой скорости получения правительством соответствующей информации: о различных нарушениях часто становится известно по фактам протестов и обращений трудящихся:
- Самое худшее, когда мы узнаем о проблемах из интернета, когда люди, уже отчаявшиеся, пишут: “У нас все отобрали”.
Вице-премьер также напомнила, что майские указы президента должны быть выполнены к 2018 году. Использование именно такой формулировки (“к” вместо “в 2018 году”) может говорить о том, что правительство правильно отреагировало на беспокойство профсоюзов, предположивших, что повышение зарплат бюджетникам растянется еще на год.
Например, такое беспокойство неоднократно выражал профсоюз работников здравоохранения. Наши читатели наверняка помнят о заявлениях насчет увеличения нагрузки, сокращения персонала и перевода медсестер в разряд санитарок. Почти все то же самое можно сказать об учителях, работниках культуры и социальных работниках.
Что же касается “резолютивной” части заседания, то принятые решения можно считать во многом техническими. Например, утверждение порядка выдачи субсидий НКО “Национальное агентство развития квалификаций” - по 285 млн рублей на ближайшие три года. 14,25 млн будут уходить ежегодно только на оплату труда персонала агентства. Столько же - на аренду помещений. Обусловлены такие суммы в числе прочего тем, что контора будет работать в масштабах всей страны. За развитием квалификации именно ее сотрудников, можно не сомневаться, проследят профсоюзы.
Было одобрено внесение изменений в типовой трудовой договор с руководителем государственного (или муниципального) учреждения- новшеством стало уточнение: при принятии соответствующего постановления правительства инвалиды получат такие же права, как и более здоровые физически претенденты на работу. Несколько, правда, смущают слова “обеспечить выполнение требований законодательства по приему на работу инвалидов в пределах установленной квоты”. Представляется, что это могло бы несколько обидеть инвалидов. Ведь те же чиновники неустанно и справедливо повторяют: инвалиды такие же граждане России, как и прочие люди. И с этим как-то не очень вяжется слово “квоты”.
Наконец, подняли (без обсуждения, и это оправданно) такую животрепещущую тему, как квоты на иностранную рабочую силу. Теперь Минтруд будет вносить свои предложения на этот счет в срок до 1 августа каждого года (если ничего не изменится снова), а не 15 ноября.
- Просто образцовое заседание, - резюмировала еще в начале Ольга Голодец.
«Солидарность»
 ← Вернуться назад