Новости

05 октября 2015

На те же грабли

Министр финансов снова призывает повысить пенсионный возраст, сократить пенсии и снизить индексацию
Текущие проблемы российской экономики должны решаться за счет снижения индексации пенсий и соцвыплат, а также уменьшения зарплат бюджетникам. С такой позицией выступил министр финансов РФ Антон Силуанов во время “правительственного часа” в Государственной думе 23 сентября.

В СИТУАЦИИ 1986 ГОДА
Ситуация с ценами на нефть и природный газ, от которых напрямую зависит наполнение российского госбюджета, повторяет ситуацию 1986 года, считает министр финансов России Антон Силуанов. Иными словами, по мнению министра, состояние дел означает не что иное, как потребность в новой перестройке.
Положение усугубляется тем обстоятельством, что у нынешнего российского руководства нет возможности брать кредиты на международном финансовом рынке, какая была у руководителей СССР во второй половине 80-х годов. Из-за санкций Россия может лишь возвращать внешний долг: с июля 2015 года он снизился с 742 до 500 млрд долларов. Решать проблемы с наполнением бюджета возможно теперь лишь исходя из внутренних ресурсов.
В 2015 году “дыру” в бюджете, размером почти 3 трлн рублей, удалось закрыть за счет средств Резервного фонда. Из накопленных за все время существования фонда 5 трлн рублей на исполнение текущего бюджета будет потрачено от 2,3 до 2,7 трлн. Кроме того, на триллион были сокращены бюджетные расходы.
В дальнейшем же потребуются более серьезные меры, которые министр обозначил как “перезапуск экономического роста”. Главный их смысл - увеличить долю инвестиций в структуре ВВП за счет снижения доли зарплат. По мнению Силуанова, рост зарплат, доля которых увеличилась с 2008 года с 47% до 52% ВВП, обгонял рост производительности труда и “съедал все прибыли”.
- Жить по старым лекалам в новых условиях уже нельзя, - подчеркнул министр. - Нужно адаптировать бюджет к новым экономическим реалиям, снизить дефицит до уровня, который может быть профинансирован рыночными заимствованиями без ущерба для уровня ставок в экономике и без раскручивания инфляционной спирали.

ПЕРЕЗАПУСК - ЗА СЧЕТ СОКРАЩЕНИЯ ПЕНСИЙ
“Новые лекала” - это снижение государственных социальных расходов и повышение пенсионного возраста. Так, в 2016 году Минфин предлагает проиндексировать пенсии и социальные пособия только на 4%, вместо положенных по закону 12,2%. По словам Силуанова, увеличение доходов Пенсионного фонда РФ в следующем году составит лишь 2%. На каждый процент повышения пенсий сверх данной цифры бюджет должен будет потратить примерно 70 млрд рублей; таким образом, индексация в соответствии с уровнем инфляции означает дополнительные расходы в сумме свыше 700 млрд рублей. При этом Силуанов считает, что в дальнейшем уровень инфляции будет лишь снижаться, ведь в третьем квартале 2015 года потребительские цены росли значительно медленней, чем в январе - марте. Минфин планирует снизить инфляцию до 4% уже через два-три года и считает, что отказ от полной индексации пенсий и зарплат бюджетникам будет лишь способствовать скорейшему достижению данного показателя.
В момент написания материала правительство еще не приняло решения о размере индексации пенсий в 2016 году, так что в данном случае речь идет лишь о личном мнении министра финансов. К тому же большинство выступивших с вопросами к Силуанову парламентариев не согласны с его позицией. А представитель фракции КПРФ Олег Смолин напомнил собравшимся об обращении Федерации независимых профсоюзов России с требованием проиндексировать пенсии в том объеме, который установлен законодательством. По словам Смолина, позиция профсоюзов доведена до всех депутатов и заслуживает серьезного рассмотрения.
Вместе с тем, помимо экономии на пенсионерах и бюджетниках, у государства есть ресурс для куда менее болезненной оптимизации бюджета.

ИНЫЕ ПУТИ БЮДЖЕТНОЙ ЭКОНОМИИ
Выступление председателя Счетной палат РФ Татьяны Голиковой также было посвящено неэффективным бюджетным расходам, которые возможно и даже желательно сократить. Однако она обратила внимание как раз на те расходы, которые Силуанов считает “инвестиционными”, в частности - расходы на финансирование государственных инфраструктурных проектов из средств Фонда национального благосостояния.
Государство планировало потратить в 2015 году из Фонда национального благосостояния 815 млрд рублей. Причем потратить с перспективой возврата средств. Тем не менее к 1 сентября на финансирование утвержденных проектов было направлено лишь 245 млрд рублей. Фактически деньги из фонда просто размещаются в банках, приносят кому-то прибыль, но в реальную экономику не инвестируются.
Из средств, перечисленных на модернизацию БАМа и Транссиба, к 1 сентября было использовано лишь 2,1%. Намного лучше дела обстоят с освоением бюджета на закупку железнодорожного подвижного состава - на эти задачи использовано 76,9% выделенных средств. 21,7 млрд рублей, выделенные на строительство Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье, вообще не были использованы по назначению.
Средства на эти проекты выделялись без предоставления планов, проектно-сметной документации и других необходимых документов. Они просто перечислялись банкам и шли на покупку облигаций тех компаний, которые должны были реализовывать проекты. Например, ВТБ выкупал облигации РЖД, а Газпромбанк - акционерного общества “Автодор”.
Крайне неудовлетворительно выглядит ситуация и с вводом в эксплуатацию объектов, финансируемых государством в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы. За 2014 год завершено лишь 365 из 772 заявленных объектов, что, по словам Голиковой, является “самым низким исполнением за последние пять лет”. Всего, по оценке Счетной палаты, на 1 января 2015 года в стране насчитывалось порядка 9000 объектов незавершенного строительства, в которые государством вложено около 1,9 трлн рублей.

КРЕДИТНАЯ РАСТОЧИТЕЛЬНОСТЬ
Проверка Счетной палаты выявила также, что, экономя на социальных расходах, федеральное правительство вгоняет субъекты Федерации в долги, а потом - не жалеет денег на погашение банковских процентов. К сентябрю 2015 года госдолг российских регионов составил 2,116 трлн рублей, и порой он превышает даже размер ВВП региона. За 2012 - 2014 годы долг регионов вырос на 92%, а расходы на его обслуживание - на 58,2%.
Около 40% из этого объема - взятые у коммерческих организаций кредиты, по которым регионам приходится выплачивать ощутимые проценты. Объем платежей по этим процентам за три года увеличился на 65%. А реальных источников погашения долгов у региональных бюджетов нет.
Причина закредитованности регионов - в несбалансированной бюджетной политике. Государство создает экономические зоны с льготным режимом налогообложения. Компании начинают платить основные налоги именно в таких экономических зонах, при этом в обычных регионах не остается средств на выполнение основных социальных обязательств. Так, в результате принятия закона о “консолидированных группах налогоплательщиков” 31 субъект Федерации недополучил доходы на сумму 127 млрд рублей, а увеличение доходов в областях, выигравших от действия закона, составило лишь 61,9 млрд рублей.
Правительство решает данную проблему путем предоставления регионам бюджетных кредитов по щадящей ставке. На 2015 год на эти цели предусмотрено 310 млрд рублей, к сентябрю из них выдано 230 млрд, причем 200 млрд пошли на выплату уже взятых кредитов...

И СНОВА О ПЕНСИОННОМ ВОЗРАСТЕ
К 2018 году размер страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должен вырасти с 22 до 26%. По мнению Силуанова, в нынешних экономических условиях такое увеличение нереализуемо. Так что, считает министр финансов, вместо увеличения нагрузки на фонды оплаты труда следует повышать пенсионный возраст:
- Через несколько лет количество пенсионеров превысит количество работающих. В других странах на содержание 100 пенсионеров зарабатывают 150 - 160 работников. А у нас 120 работников дают деньги, чтобы содержать 100 пенсионеров. Ни один пенсионный фонд этого не выдержит.
Впрочем, данное заявление Силуанова - тоже лишь его точка зрения. По словам министра, вопрос о повышении пенсионного возраста обсуждался на совещании у президента России, который выслушал аргументы как сторонников, так и противников данной меры. Но решения по этому поводу пока не принято.

Комментарий
Андрей Исаев, первый зампред ФНПР, вице-спикер Госдумы РФ:
- Мнение министра финансов о позитивном влиянии повышения пенсионного возраста на экономику основано на неверных расчетах. С повышением пенсионного возраста государству придется повышать затраты на поддержку занятости. К тому же вырастут расходы и у работодателей: сейчас они могут платить работающим пенсионерам совсем немного, а если работающих пенсионеров пенсии лишат - они предпочтут уволиться, и работодателю придется искать им замену за совсем другие зарплаты.
“Единая Россия” еще раз заявляет о своей позиции: мы выступаем за всестороннее обсуждение вопросов социальной политики со всеми заинтересованными сторонами (профсоюзами, работодателями, общественностью), против повышения пенсионного возраста для основной массы граждан, за повышение пенсионного возраста для государственных служащих и профессиональных депутатов, мы настаиваем на том, чтобы индексация пенсий проводилась в соответствии с федеральным законом, принятым нами в 2013 году, то есть не ниже уровня инфляции по итогам предыдущего года.
 ← Вернуться назад