Новости

30 августа 2018

Одиннадцать мнений о пенсионном возрасте

В Госдуме обсудили законодательную поэзию и прозу

Нижняя палата парламента провела 21 августа слушания по вопросу повышения пенсионного возраста (официально - “о совершенствовании пенсионной системы”). На этот раз по самой горячей теме высказались не только депутаты и правительство, но и представители профсоюзов и научного сообщества. “Солидарность” выбрала самые интересные, на наш взгляд, реплики.

Максим Топилин, министр труда и социального развития:

- Мы должны исходить из того, что наличие различных трансфертов из федерального бюджета в пенсионную систему - это не есть хорошее явление.

- [Если не поднять пенсионный возраст], мы не будем иметь достаточного количества средств для того, чтобы поддерживать программы развития дорожного строительства, поддержки медицины, образования.

Алексей Кудрин, председатель Счетной палаты:

- У нас уровень жизни пенсионеров стагнирует, а в последние годы даже снижается. Доходов Пенсионного фонда и возможностей бюджетной системы дополнительно выделить средства уже недостаточно.

- Такую пенсию сохранять нельзя, нужен новый взгляд на ситуацию, новая концепция. Нам нельзя будет честно смотреть в глаза пенсионерам, которые по-прежнему, из года в год выходят с такой пенсией на пенсию.

- Нам нужно не просто говорить об увеличении пенсионного возраста - мы должны увеличить продолжительность здоровой жизни и помочь человеку жить полноценно дольше.

- Вопрос проблемного получения работы стоит сегодня не только для тех, кому 55 - 60, - для тех, кому 50 и 40.

- Резервного фонда нет, у нас остался только Фонд национального благосостояния, и его хватит только на один похожий кризис.

- Это надо было делать десять лет тому назад. Потому что все, что мы сейчас начнем, это [продлится в виде переходного периода] для женщин на 16 лет и для мужчин примерно десять.

- Более справедливо повысить пенсионный возраст, чем не индексировать пенсии для работающих пенсионеров. После переходного периода (10 - 16 лет для мужчин и женщин. - Прим. ред.) нужно вернуться к вопросу об индексации [им] пенсий.

Ярослав Нилов, председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов:

- Все едины в одном: систему необходимо менять, реформировать, стабилизировать, перенастраивать. Наша задача - понять, каким образом минимизировать риски.

- Профориентацией пора заниматься уже с детского сада.

Михаил Шмаков, председатель ФНПР:

- Девяносто процентов членов профсоюзов против данного законопроекта, но на сегодня мы имеем то, что имеем.

- Повышение пенсионного возраста - это вопрос вторичный или даже третичный по сравнению со всей ситуацией.

- Нельзя решать это на референдуме. У нас есть практика, опыт - это принятие Трудового кодекса: он был принят консенсусом, специальная группа полтора года отрабатывала этот кодекс постатейно. И если сейчас кусочно вырывать отдельные вопросы из общей большой проблемы, мы снова получим лоскутное одеяло, которое не будет работать. Надо все рассматривать в целом.

- Страховая часть пенсионного фонда бездефицитна. Есть трансферты на материнский капитал, на пенсии военнослужащим и соответствующим категориям и все остальные выплаты, которые возложены на Пенсионный фонд и которые являются обязательствами правительства. Эти трансферты были, есть и будут дальше, какой бы закон ни приняли.

- Те, кто предлагает подобные законы, не до конца понимают, как живут те люди, у которых доход в двадцать раз меньше.

- Надо понимать, что это не просто повышение пенсионного возраста - это новый общественный договор.

Валерий Фадеев, председатель Общественной палаты РФ:

- В 2012 году была принята стратегия долгосрочного развития пенсионной системы - никакие цели не достигнуты, стратегия забыта. Нам бы хотелось узнать, почему…

- Мы уже ко второму чтению подходим, а анализа рынка труда ведь нет! Он будет дефицитный, или у нас будет переизбыток рабочей силы?

Сергей Неверов, глава фракции “ЕР” в Госдуме:

- Мы будем обращаться к регионам с просьбой сохранить существующие льготы с привязкой к биологическому возрасту - 55 и 60 лет, а не к пенсионному.

- Ситуация, которая сложилась сейчас, такова, что бюджет ПФР дотационный. Из 8,3 трлн рублей бюджета взносы, которые поступают за работающее население, составляют только 4,8 трлн. А более 3,3 млрд - это субсидии из федерального бюджета. Это сопоставимо с годовыми бюджетами шестидесяти регионов страны.

- Можно отнять и поделить. Но когда говорят о состояниях участников списка Forbs с большим количеством нулей, почему-то предпочитают забывать, что на самом деле это не деньги, а активы. То есть реальные предприятия, на которых работают наши люди. Это не деньги, которые можно истратить на пенсии, а обязанность платить заработную плату и налоги государству. Если даже отнимем - у кого через два года будем забирать?

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики:

- Повышение пенсионного возраста вне контекста реализации других изменений повышает градус социальной напряженности при рассмотрении этого вопроса.

- В течение ближайших десяти лет произойдут позитивные для решения пенсионного вопроса изменения: к 2030 году на 8 млн человек сократится когорта работников “до сорока лет” - это как раз те, кем работодатели возмещают [уволенных пожилых работников].

- Мы должны внести точечные изменения в миграционное законодательство, направленные на сохранение рабочих мест для российских граждан [старших] возрастов.

- До половины граждан России готовы направлять дополнительные средства своих семейных бюджетов на решение общенародных проблем - в том числе на помощь старикам и бедным.

Александр Шохин, президент РСПП:

- Мы дошли до той черты, которая требует от нас принятия достаточно радикальных мер. Поддерживая саму идею, мы (работодатели. - Прим. ред.) видим и целый ряд рисков и недоработок в том обосновании, которое правительство сделало. Очень слабо просчитаны многие вещи.

- Мы категорически против того, чтобы административными или даже уголовными методами принуждать работодателей к тому, чтобы они сохраняли занятость лиц предпенсионного возраста. Мы считаем, что нужны стимулы в части взносов в социальные фонды.

Геннадий Зюганов, лидер КПРФ:

- Это не пенсионный закон - это закон об отсталости страны, самый жестокий и циничный, который вносился в эту Думу в последние 25 лет.

- Говорят, денег нет. Это - самая большая ложь! У вас нет никакого дефолта, вы врете просто! Бессовестным образом врете!

Владимир Жириновский, лидер ЛДПР:

- Какая пенсия, когда страны нету?!

- Говорят: давайте повысим пенсионный возраст, потому что люди стали жить дольше. Как же они будут жить дольше, если мы заставляем их работать больше? Люди живут дольше, если они отдыхают! Говорят: работай, как крепостной, - и ты будешь жить дольше… Ну где логика-то?

- Как пенсия формируется? Дайте вариант: год - тысяча рублей. Сколько хочешь получать - сорок тысяч? - сорок лет работай. Пятьдесят тысяч хочешь - пятьдесят лет работай!

- Надо больше не о пенсиях думать, а о мобилизации населения, чтобы достойно встретить очередной удар. Сперва врага отразите, а пенсии - потом.

Сергей Миронов, лидер “Справедливой России”:

- Послушай, если сам не знаешь,

Какие люди нам нужны:

Умри до пенсии, товарищ,

Спаси бюджет своей страны!

Согнись под грузом неотложных

И важных для державы дел.

Тебе издохнуть, что ли, сложно,

Чтоб стать обузой не успел?

- Голосовать за такой закон в сегодняшних российских реалиях - аморально.

«Солидарность»
 ← Вернуться назад