Новости

08 октября 2019

Раскритиковано, принято

Госдума рассмотрела госбюджет и бюджеты соцфондов за 2018 год

Депутаты ГД 26 сентября утвердили отчеты Минфина и социальных фондов об исполнении их бюджетов за 2018 год. Вроде бы формальное мероприятие было использовано парламентариями для критики государственной политики в социальной сфере - причем звучала она и со стороны фракции большинства. Насколько эта критика эффективна, мы отчасти узнаем уже очень скоро - при обсуждении бюджетов на следующий год.

В ЦИФРАХ

Как и говорилось на разных площадках много раз до этого, российский бюджет на 2018 год действительно оказался профицитным. По крайней мере, с этим согласны депутаты Госдумы, рассмотревшие 26 сентября главный финансовый документ, и Счетная палата. Доходы бюджета составили 19,45 трлн рублей, расходы - 16,71 трлн. Профицит, таким образом, составил 2,74 трлн рублей (при запланированном положительном сальдо в 2,13 трлн).

Успехи связаны с ростом нефтегазовых доходов. А “главным итогом 2018 года стало выполнение государством всех соцобязательств”, уверен председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. (Интересно, нужно ли считать таким “выполненным соцобязательством” повышение пенсионного возраста или повышение НДС - на фоне все того же бюджетного профицита.) При этом депутат указывает на снижение зависимости страны от нефтегазовых доходов - хотя рост профицита бюджета объясняется как раз ростом выручки от продажи этих ископаемых.

- В 2018 году мы фиксируем ситуацию, когда нефтегазовая зависимость страны снизилась до 6,1% ВВП. В течение пяти лет снижение произошло на 4%. Это очень важно, и именно это позволяет нам сегодня не думать о том, какая будет цена на нефть завтра, какие санкции дополнительно могут быть применены к нашей стране, - выражает несдержанный оптимизм Макаров.

Также, по мнению парламентария, “в 2018 году был создан механизм, который должен позволить успешно реализовывать национальные проекты уже в 2019-м и последующих годах”. Учитывая, что последующим годом когда-то окажется и 3019-й, невозможно с ним не согласиться.

У социальных фондов тоже все хорошо. У Пенсионного фонда, например, дефицит бюджета составил всего 159 млрд рублей при доходах 8,269 трлн и расходах - 8,428 трлн рублей. Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2018 году составило 4,948 трлн рублей. Это, кстати, на 10,4% больше, чем в 2017-м.

Фонд социального страхования в 2018 году имеет профицит: при доходах 735,2 млрд рублей и расходах 702,2 млрд он составил 32,99 млрд рублей. Дефицит бюджета Фонда обязательного медицинского страхования не так велик, как у ПФР, но тоже имеется. Доходная часть составила 1,895 трлн рублей (немного даже больше, чем по плану), расходная - 1,988 трлн рублей (немного даже меньше, чем по плану). Что говорит нам о том, что дефицит закладывался в бюджет заранее.

Однако сами по себе цифры большинству россиян мало о чем говорят. Поэтому послушаем о том, что за этими цифрами скрывается.

НА СЛОВАХ

Бюджет ПФР мог бы быть значительно выше, считает первый зампред комитета ГД по труду Николай Коломейцев (КПРФ). Он сообщил председателю правления Пенсионного фонда Антону Дроздову, что совокупный фонд оплаты труда в России за 2018 год составил 22,8 трлн рублей. И при этом еще 13 трлн прошли мимо социальных фондов, не оставив в них положенные проценты, - это “черные” зарплаты. В связи с этим Коломейцев поинтересовался: как вывести “огромное количество” людей из тени и сколько это самое огромное количество составляет?

Дроздов на второй вопрос не ответил, но сказал, что в каждом регионе работают специальные комиссии, благодаря которым ежегодно выводится из тени примерно по миллиону человек. Сколько россиян в год в тень, наоборот, уходит, чиновник не сообщил.

Всего 17% детей-инвалидов получают путевки на санаторно-курортное лечение, и каждый год этот показатель уменьшается. Об этом главе “профицитного” ФСС Андрею Кигиму рассказала Ольга Окунева (“ЕР”). И спросила: как исправить механизм обеспечения путевками льготных категорий населения? Оказалось, что льгота возникает при отказе человека от единовременной денежной выплаты. Сумма этих выплат и поступает в ФСС на оплату льгот, но этих денег не хватает. И ситуацию надо менять, точнее - механизм предоставления льгот.

Николай Осадчий (КПРФ) спрашивал главу ФОМС Наталью Стадченко, почему в регионах не хватает средств на здравоохранение, зарплаты большинства медработников “растут еле-еле” или вообще не растут, медоборудование почти не обновляется, а семьи по центральному телевидению просят сограждан собрать денег на лечение детей. Возникало стойкое ощущение, что далеко не все эти вопросы заданы по адресу, но Стадченко стала мужественно отвечать.

Выяснилось, что за дефицит региональных ФОМС сами же регионы и ответственны, а при этом дефиците никакого оборудования не закупишь. Не говоря о зарплатах и лечении детей. Но есть панацея - нацпроект “Здравоохранение”... Построят много фельдшерско-акушерских пунктов, вольют много денег в первичное звено, закупят оборудования и так далее. Но вот куда денется тот самый злокозненный дефицит, так и осталось тайной.

Алексей Диденко (ЛДПР) задал менее философский вопрос: почему при переезде из села в город пенсионер теряет 25-процентную надбавку, на которую пахал 30 лет? Запоминайте ответ: концепция этих надбавок заключается в том, что жить на селе труднее, чем в городе. А значит, когда пенсионер переезжает в более комфортные городские условия, эти 1300 рублей уже “лишние”.

В целом же, как было сказано в начале, бюджеты были утверждены и отчеты руководителей фондов депутатов удовлетворили. Но парламентарии имеют собственные соображения, как улучшить работу подотчетных товарищей и посильнее осчастливить россиян. Так, Валентин Шурчанов (КПРФ) в совсем уж профсоюзном духе настаивает: чтобы увеличить пенсии, нужно увеличить фонды оплаты труда. И бороться с теневой занятостью. Но представителей социального блока правительства в тот день в Госдуме не было, а эти вопросы все-таки к ним, а не к главам внебюджетных фондов.

Председатель думского комитета по труду Ярослав Нилов (ЛДПР) неожиданно напомнил: его фракция не голосовала в свое время за утверждение бюджетов фондов, поэтому не будет голосовать и за утверждение отчетов о расходовании денег.

- Тем самым мы демонстрируем свое отношение к существующей страховой системе, - пояснил Нилов. - Что касается медицины, нужно вернуться к прямому бюджетному финансированию. Страховые компании, которые издеваются над всеми и диктуют свои правила игры, нужно из этого процесса исключать.

- Позитивных тенденций больше, фонды, в основном, справились со своими задачами, - огласил позицию фракции “ЕР” первый зампред комитета по труду Михаил Тарасенко. Но решил рассказать подробнее о тенденциях все-таки негативных и даже вредных.

Так, обратил внимание депутат, на оказание высокотехнологичной медицинской помощи в 2018 году было направлено больше 100 млрд рублей, или 5,5% бюджета ФОМС. По мнению Тарасенко, “эти сто миллиардов оттягивают значительный ресурс и снижают доступность и качество первичной медицинской помощи”. Он также говорил о связи недофинансирования первичного звена и последних массовых заявлений медиков о готовности к увольнению. (Связь эта кажется очевидной, но кто до Тарасенко говорил о том, что высокие технологии в медицине слишком оттягивают на себя одеяло?)

- Что касается Пенсионного фонда, накопительный элемент, который был введен в систему страхования, - это, конечно, коня и трепетную лань поставили в одну упряжку. Пора уже с этим заканчивать, - считает Михаил Тарасенко. - Все говорят: “Да, это неправильно”. Но ничего не делается, это продолжается! Этот вопрос надо решать кардинально.

Наконец, член комитета по труду Олег Шеин (“СР”) заявил:

- “Справедливая Россия” будет голосовать против такого рода исполнения бюджетов, потому что это противоречит целевой задаче социальных фондов. И что делать, тоже понятно: вытягивать людей из неофициальной занятости. И пока этот процесс практически не идет, закрывать соответствующий дефицит за счет профицита в федеральном бюджете.

Остается добавить, что эффективность высказанных замечаний будет видна очень скоро: близится обсуждение бюджетов на 2020 - 2022 годы.

Источник: https://www.solidarnost.org/articles/raskritikovano-prinyato.html

Центральная профсоюзная газета «Солидарность» ©

 ← Вернуться назад