Новости

05 февраля 2018

Северный экономический путь

Как нам Россию не обустроить и нефть не пристроить
Недавно министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что необходимо так изменить российскую бюджетную политику, дабы превратить страну во “вторую Норвегию”. “Солидарность” разбирается в том, применимы ли заявления главы Минфина к нынешним российским реалиям.
В своем недавнем интервью телеканалу “РБК” министр финансов РФ Антон Силуанов сделал ряд громких и спорных заявлений, касающихся развития экономики РФ. Среди них было и такое: России следует пересмотреть свою финансовую и бюджетную политику, взяв за образец Скандинавские страны, в частности Норвегию. Мы решили разобраться в особенностях функционирования налоговой и резервной систем Норвегии и понять, насколько возможно претворить фантазии российского Минфина в жизнь.
НАЛОГОВАЯ РАЗНИЦА
Налоговую систему РФ можно назвать довольно жесткой и регламентированной: как в отношении бизнеса, так и в отношении доходов физических лиц. Так, существуют федеральные налоги и сборы: НДФЛ, на прибыль организаций, на добавленную стоимость, на добычу полезных ископаемых, водный, акцизы. Региональные налоги: на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный. Местные налоги: земельный, на имущество физлиц, налогообложение недвижимости по кадастровой стоимости, торговый сбор. А кроме того, есть еще отраслевые налоговые сборы и платежи и специальные налоговые режимы. А еще - страховые отчисления в социальные фонды.
В то же время в Норвегии налогообложение считается одним из самых гибких в мире. Размер НДФЛ, налога на роскошь и имущество очень часто пересматривается - в большей степени в зависимости от мировых цен сырье. Кроме того, размер налога в Норвегии тесно связан с доходами (и сверхдоходами) страны и доходами гражданина.
Прежде всего, если говорить о ключевых налогах для физлиц, в Норвегии существует два их типа - социальный и подоходный. Налог в социальные фонды выплачивается в размере 8,2%, индивидуальные предприниматели платят 10,7% от дохода. От уплаты данного налога освобождены лица, чей годовой доход не превышает 55 тыс. крон (около 395 тыс. рублей).
Подоходный налог разделен на несколько составляющих, которые в свою очередь распределяются между государством, областью и коммуной. Подоходный налог, действующий для физических и юридических лиц, с 2017 года составляет 24%. Правда, среди фирм следует различать следующие: юридические лица, являющиеся налоговыми резидентами страны (чей головной офис расположен в самой Норвегии), платят налог на прибыль из всех источников; фирмы-нерезиденты платят налог на прибыль, полученную только из норвежских источников.
Есть налог на сверхдоход, который выплачивается в случае годового дохода выше 550 550 крон (около 4 млн рублей), он составляет 9%. Облагается налогом и имущество - 0,85% его рыночной стоимости, если она превышает 1,2 млн крон (около 8,6 млн рублей).
В России же НДФЛ ограничен 13% (можно отметить также налог с выигрыша или налог в виде процентов по облигациям), и, хотя термин “налог на роскошь” в привычном смысле отсутствует, но сам налог взимается с владельцев дорогих транспортных средств (автомобили, яхты, самолеты). Также и недвижимость, цена которой превышает 300 млн рублей (в этом случае она считается предметом роскоши), облагается налогом в размере 2% от кадастровой стоимости данной недвижимости.
С налоговыми льготами что в РФ, что в Норвегии, все в порядке. В частности, в Норвегии такие льготы предоставляются родителям-одиночкам, родителям детей младше 12 лет, заемщикам кредитов, содержащих супруга с низким доходом, иностранцам, молодым людям моложе 22 лет. В РФ это регулируется статьей 56 НК РФ, согласно которой налоговыми льготами обладают инвалиды (I и II группы), пенсионеры, участники боевых действий и их супруги, семьи, потерявшие кормильца. Льготы в России, правда, зависят также и от вида налога, и от местного законодательства.
Высокие ставки налогов в скандинавском королевстве, наличие налога на богатство исходят в первую очередь из высокой заработной платы. Размер минимальной заработной платы в Норвегии не утвержден, он указывается непосредственно в трудовом договоре. Согласно официальным данным, средняя заработная плата в Норвегии составляет около 43 тыс. крон (309 тыс. рублей) в месяц. Также высокие цены на продукты питания в Норвегии объясняются в первую очередь тем, что страна вынуждена импортировать большую часть продовольствия.
НЕФТЯНЫЕ ДЕНЬГИ
В упомянутом интервью телеканалу Силуанов также заявил: “Нам все равно нужно сформировать подушку безопасности, такую, которая позволит нам финансировать наши обязательства, расходы на протяжении трехлетнего периода. Если цены на нефть упадут, если какие-то ограничения будут, мы должны быть уверенными в выполнении своих обязательств”. Также, по мнению министра, нет необходимости создавать так называемый “сырьевой резерв” для покрытия расходов бюджета, поскольку это приведет к ослаблению валюты. Под “сырьевым резервом” министр финансов явно подразумевал фонд, который можно использовать в качестве стабилизационного.
Необходимость создания “нефтяного” фонда в Норвегии обусловлена зависимостью государства от мировых цен на нефть. Резервных фонда в Норвегии два, но ключевой - Государственный пенсионный фонд - Глобальный. Как в России, так и в Норвегии доходы от экспорта нефти являются одной из ключевых статей доходов. В Норвегии заимствования из “нефтяного” фонда на “ненефтяные” нужды ограничены всего 3%. Кроме того, помимо нефтяной прибыли, страна получает хорошую выручку с продажи оружия и технологий. Размер фонда оценивается в 1 трлн долларов, и каждый год он пополняется за счет сверхдоходов от продажи нефти, которую, кстати, добывают в непростых условиях - на шельфе, что увеличивает стоимость ее добычи.
65% средств Нефтяного фонда вложены в акции, 32% - в облигации и еще немного - в недвижимость. Фонд владеет немалым числом акций таких предприятий, как Nestle, кроме того, активно скупает гособлигации США, Канады, развитых стран Европы. Фактически фонд является резервом на будущее, и не только для развития социальных программ для будущих поколений, но и для пенсий для них же.
Российский Стабилизационный фонд был создан в 2004 году, в 2008-м разделился на Резервный фонд и ФНБ (Фонд национального благосостояния). Стабфонд, как и его Норвежский аналог, вкладывался в основном в зарубежные активы (что подвергалось критике рядом российских экономистов). Разделение его было обусловлено разделением функций: “фонд будущих поколений” (ФНБ) и снижение зависимости от мировых цен на нефть (фактически Резервный фонд продолжил выполнять функции Стабфонда). Впрочем, разделение длилось недолго, и с 1 января 2018 года остатки Резервного фонда были присоединены к ФНБ. Однако “нефтяной фонд” в РФ еще со времен Стабфонда предназначен скорее для решения краткосрочных задач. В то время как норвежский Государственный пенсионный фонд - Глобальный - просчитывает и долгосрочную перспективу.
Отметим, что норвежскому фонду удалось оправиться после ощутимого кризиса на нефтяном рынке. Так, в августе 2017 года фонд пополнился на 63 млрд долларов. За первый и второй кварталы 2017 года доходность его инвестиций выросла на 6,5%.
*   *   *
На этой ноте “Солидарность” предлагает читателю самому определить, насколько применима “норвежская модель” к российским реалиям, особенно в условиях санкций.
«Солидарность»
 ← Вернуться назад