Новости

05 марта 2018

В Думе проверили закон о проверках

Работодатели могут получить послабления по СОУТ в ущерб работникам
Правительство предлагает исключить дублирование функций разных органов власти в сфере охраны труда. Проще говоря, избавить работодателей от одних и тех же проверок, которые проводят чиновники из разных ведомств. Госдума 22 февраля приняла пакет из двух законопроектов на эту тему в первом чтении. Однако в комитете по труду считают, что в нынешнем виде документы могут нанести ущерб работникам в сфере спецоценки условий труда.
Оба законопроекта “в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда” были внесены в Госдуму правительством 26 декабря прошлого года. В ответственном за их разработку Минтруде отмечают, что появление документов было предопределено еще годом ранее постановлением Кабмина. Суть предложения проста: освободить бизнес от пресловутых “бесчисленных проверок”, вернее, от их части.
“Минтрудом проведен анализ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти (Роструд, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ростехнадзор) как в сфере нормативного правового регулирования вопросов безопасности работников, так и в сфере надзора (контроля) за соблюдением обязательных требований охраны труда”, - говорится в пояснительной записке. Результаты анализа и стали аргументами для принятия законов, но судить о них можно только по конкретным предложениям (каких-либо итоговых цифр в пояснительной записке не приведено).
Так, предлагается исключить надзор за безопасными условиями труда из полномочий Росздравнадзора, потому что этим и так занимается Роструд. Надзор за соблюдением требований безопасности в сфере электроэнергетики и теплоснабжения предлагается отнести к федеральному государственному энергетическому надзору. Тогда как сейчас Трудовой кодекс гласит, что это входит в обязанности Роструда.
В отдельный (второй в пакете) законопроект вынесены поправки к Трудовому кодексу, касающиеся тематики первого документа. Это необходимо, поскольку с лета прошлого года ТК можно менять только так, чтобы не появлялось противоречий между ним и другими законодательными актами. Поправки относят к полномочиям Ростехнадзора проверку безопасности в электротеплоснабжении.
Пакет предусматривает также аналогичные изменения законов “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и “О специальной оценке условий труда” - “с целью гармонизировать процедуру производственного контроля за условиями труда с результатами специальной оценки условий труда путем взаимопризнания их результатов”, - говорится в пояснительной записке. При СОУТ в качестве результатов измерений смогут использоваться результаты аналогичных процедур, совершенных аккредитованной испытательной лабораторией при производственном контроле условий труда. (То есть СОУТ, по сути, станет необязательна.)
Благим намерениям гармонизации, однако, не слишком поверили члены комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Его заседание состоялось накануне принятия законопроектов в первом чтении, 20 февраля.
Как пояснил замминистра труда Григорий Лекарев, закон о производственном контроле не признает результатов измерений, проводимых в рамках спецоценки условий труда. И поэтому работодатели “вынуждены в некоторых случаях платить два раза за измерения”. Лекарев также добавил, что законопроект “полностью согласован со всеми заинтересованными органами власти”, а в ходе дальнейшего обсуждения сообщил, что на заседании Российской трехсторонней комиссии предложение возражений не встретило. Но встретило, как говорилось, в комитете по труду:
- Закон о спецоценке - это достаточно сложный, многоаспектный документ вырабатывался в очень непростой ситуации, - напомнил Лекареву профсоюзный депутат Михаил Тарасенко. - В процессе дискуссий мы нашли компромиссы, сбалансированное решение. И когда вдруг [в законопроекте] меняется принципиальное положение действующего закона о том, что вопросы, связанные со спецоценкой, рассматриваются специально создаваемой комиссией, и эта фраза в законе исчезает... Практически можно будет без учета мнения комиссии по спецоценке принимать решения об определении льгот! Я отдаю себе отчет в том, что это компромисс Минтруда и Роспотребнадзора, но это ваши проблемы. Они не должны касаться трудящихся и унижать их права. Думаю, что комитет согласия не даст.
Депутат Татьяна Сапрыкина (тоже профсоюзный) полностью согласилась с коллегой Тарасенко: законопроект призван “сгладить” бремя работодателей, но прав работников не учитывает. Поэтому она спросила у представителя Минтруда, насколько реальной кажется ему возможность внести необходимые поправки ко второму чтению. “Мы готовы поправить, здесь вопросов никаких не будет”, - заверил чиновник.
Несмотря на это, не смогла удержаться депутат, лидер профсоюзов Подмосковья Валентина Кабанова: “Вы полагаете испытывать нас на прочность [такими] законопроектами?” На некоторое время в зале повисла неловкая пауза: вопрос звучал откровенно как “вы что, нас тут за дураков держите?”. “Нет”, - наконец ответил Лекарев и вновь пообещал учесть критику при подготовке законопроектов ко второму чтению.
В результате предложения Минтруда были поддержаны комитетом - фактически, в таком виде, в каком были представлены. Как уже было сказано, в первом чтении Госдума приняла их 22 февраля: 347 человек “за”, 24 “против” (все они от КПРФ). Теперь остается надеяться на сознательность правительства и Минтруда в частности. И, конечно, на способность депутатов ее контролировать. Предложения и поправки принимаются до 23 марта.
«Солидарность»
 ← Вернуться назад