Новости

17 декабря 2019

В России идет обсуждение внесенного Минтрудом законопроекта, вводящего учет микротравм, полученных работниками, и анализ их причин

Профсоюзы считают документ дискуссионным, а ряд положений – вообще ведущими к серьезному сокращению гарантий и прав наемных работников
Минтруд представил на обсуждение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений (РТК) свой законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)».
Напомним, что в составе РТК – три стороны социального партнерства: российское правительство, объединение работодателей и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) как представитель интересов российских работников.
«Очень дискуссионно, на наш взгляд, намерение Минтруда изменить подходы в обеспечении средствами индивидуальной защиты (СИЗ), - отмечает главный технический инспектор труда Федерации профсоюзов Свердловской области Рэстам Бикметов. - Реформаторы предлагают отказаться от действующих и хорошо зарекомендовавших себя на многолетней практике типовых отраслевых норм и определять необходимость обеспечения СИЗ на основе специальной оценки условий труда (СОУТ). Но профсоюзы – с самого начала введения закона о СОУТ - постоянно принимают участие в судах по отмене некачественно проведенной процедуры спецоценки, наблюдают нарастающую тенденцию сжимания социальных гарантий работников во время этих СОУТ. Мы стучимся во все двери, направляя свои предложения по необходимым поправкам в закон. Поэтому профсоюзы могут аргументированно заявлять: качество СОУТ на сегодня оставляет желать лучшего. При этом Минтруд РФ не предпринимает никаких мер по изменению сложившейся ситуации. Если мы отдадим на откуп работодателю вопрос обеспечения СИЗ, то получим ситуацию, когда в целях экономии и под предлогом «кризиса» работодатель сократит объем выдачи СИЗ, а это, безусловно, скажется на профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости!».
По словам главного техинспектора труда ФПСО, сомнительна и вводимая норма о запрете с 2021 г. работ в опасных условиях труда (4 класс) с оговоркой, что если наличие опасности не зависит от работодателя, то на таких рабочих местах работать можно. «Дело в том, что количество рабочих мест с классом 4 ничтожно, да и к 4 классу в основном относят рабочие места спасателей, пожарных и иных профессий, где исследования провести трудоемко и опасно, - говорит Рэстам Бикметов. – То есть вводимая норма не меняет существующую на сегодня картину в оценке условий труда. По большому счету в силу ст.37 Конституции РФ работа в условиях 4 класса не могла быть и до этого времени, поскольку это нарушает конституционные права граждан на безопасный труд».
«Либерализация трудового законодательства характеризуется внедрением в деятельность организаций системы внутреннего контроля или «режима самоинспектирования», результаты которого будут учитываться при проведении государственного контроля, - акцентирует внимание Рэстам Бикметов. – И как раз законопроект Минтруда предполагает расширение оснований для расторжения трудового договора в случае нарушения работником требований охраны труда, повлекшее тяжкие последствия (подпункт «Д» пункта 6 ст. 81 ТК РФ). Помимо уполномоченного по охране труда и комиссии (комитета) по охране труда право установить нарушение требований охраны труда работником, что позволит в дальнейшем уволить работника, предоставляется комиссии по расследованию несчастного случая».
www.fnpr.org
 ← Вернуться назад