Новости

19 февраля 2018

Все так плохо, потому что все прекрасно

О чем говорили на социальном форуме предпринимателей
Зарплаты россиян растут, а доходы падают. Несмотря на неминуемую роботизацию производства наемный работник почему-то все равно остается “главным ресурсом работодателя”. Наши молодые соотечественники ценятся за рубежом, потому что российское образование якобы не сдает позиций, но вернуть молодежь в страну мы не в состоянии и приглашаем трудовых мигрантов. Эти и другие парадоксы современной социальной мысли “Солидарность” обнаружила, посетив 7 февраля Неделю российского бизнеса.

НЕТ ТРУДЯГИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
Прошедший в рамках Недели российского бизнеса социальный форум Российского союза промышленников и предпринимателей вряд ли можно назвать насыщенным новостями. Тому способствовали как минимум два обстоятельства. Во-первых, предстоящие президентские выборы по умолчанию отодвигают многие события на второй план. А второе косвенно вытекает из первого: основной (несмотря на то что, мягко говоря, ожидаемой) новостью форума, похоже, стало принятие в первом чтении законопроекта главного кандидата в президенты об уравнивании МРОТ и прожиточного минимума с 1 мая этого года.
Этой темы касались почти все выступающие, не исключая представлявших законопроект в Госдуме главы комитета по труду Ярослава Нилова и министра труда Максима Топилина. Которые из-за этой миссии опоздали к началу форума и временное отсутствие которых с легкостью скрасила вице-премьер Ольга Голодец.
- Я знаю, как тяжело шли дискуссии на тему МРОТ, - призналась Голодец. - Но я обращаю внимание, прежде всего предприятий, чтобы все, на всех уровнях сделали это (довели показатель до ПМ. - П.О.) качественно и воспользовались моментом.
Момент же, исходя из слов Ольги Голодец, пригодится предпринимателям для того, чтобы отказаться от “рабочих мест низкой квалификации” и начать обустраивать места высокопроизводительные. Об этом было сказано, напомним, еще в майских указах Владимира Путина, и вот теперь, говорит вице-премьер, “час настал”. Выходит, все это время в правительстве ждали доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума...
- И я думаю, что когда мы говорим сегодня о росте производительности труда - это прежде всего отказ от неэффективных рабочих мест, замена их машинами и оборудованием, - дополнила свою мысль чиновница.
Вырисовывается занятная логическая связь (или возможность таковой): мы вам поднимаем МРОТ, но одновременно - и в том числе поэтому - массово сокращаем, а вместо вас ставим роботов, которые зарплат вообще не просят. Учитывая наши реалии, это можно считать делом все-таки дня не завтрашнего и даже не послезавтрашнего. А сегодня, по словам Голодец, в России наблюдается приток мигрантов из других стран, в то время как отечественная высококвалифицированная молодежь предпочитает трудоустраиваться за границей.
- Для молодежи становятся привлекательными рабочие места в тех странах, которые могут предложить хорошие, конкурентные условия. Я скажу, что сегодня наши люди успешно конкурируют в мире, - сумела вице-премьер найти повод для гордости. - Когда я езжу за рубеж с официальными визитами, я посещаю крупные больницы, университеты, учреждения культуры. Я не была в каких-то хороших, известных учреждениях, где не работали бы специалисты с нашим, российским образованием.
Остается, наверное, посетить парочку родных больниц и домов культуры (желательно внезапно), чтобы картинка сложилась и российские специалисты получили бы стимул возвращаться. Правда, тогда здесь же придется создавать семьи и растить детей, а, по словам социального вице-премьера, “самой уязвимой и самой сложной категорией” являются семьи с детьми. Впрочем, Ольга Голодец согласна с тем, что многое надо менять, но делать это стоит, что вполне обоснованно, на принципе “семь раз отмерь”.
- Вот мы заложили реформу по передаче администрирования (по всей видимости, речь идет о передаче функций администратора страховых взносов от внебюджетных фондов к Федеральной налоговой службе. - П.О.). Качественных изменений не произошло, но мы потратили очень серьезные ресурсы, и мы знаем, что работодатели столкнулись с серьезными проблемами при передаче, и многие еще эти проблемы до конца не решили, - признала Голодец.

ВПЕРЕД И ДАЛЬШЕ
Глава ФНПР Михаил Шмаков, который во время выступления вице-премьера то и дело постукивал ладонью по подлокотнику кресла, как кот хвостом об пол перед прыжком, в своем выступлении все-таки остался сдержанным. Однако напомнил: хоть профсоюзы целиком и полностью за развитие бизнеса - в реальном секторе экономики, - неизбежным циклическим итогом такого развития является вопрос, “как делить полученную прибыль”.
- И, собственно, в этом и заключается смысл. Мы живем в той экономической реальности, которая есть, она называется капитализм. Прямые противоречия [между трудом и капиталом] описаны еще классиками почти 200 лет назад, они никуда не делись, - напомнил соцпартнерам Шмаков. - Тем не менее развитие нашей цивилизации позволяет находить способы сглаживания этих противоречий. И если работа идет целенаправленно, тогда мы с вами имеем нормальный социальный мир, стабильное развитие. Если этого нет - происходят события, подобные тем, что мы переживали в XX веке... это революция 1917 года.
Конечно, и профсоюзный лидер не мог обойти вниманием президентскую инициативу по МРОТ, выполнение которой, стартовавшее в первом чтении, он назвал “безусловным достижением последнего времени”. При этом, напомним, МРОТ, согласно рассматриваемому законопроекту, будет повышаться вслед за прожиточным минимумом. Но если последний показатель упадет по отношению к предыдущему периоду, минимальный размер оплаты труда останется на прежнем уровне.
- Сейчас раздаются стенания некоторых губернаторов, которые начинают писать письма: давайте отменим этот закон, потому что он несвоевременен. Я думаю, что это говорит только о несвоевременности губернатора Магаданской области, который с такими предложениями обращается к председателю правительства и к президенту, - не стал скрывать конкретики Шмаков. - [Эти] люди уже пережили свое время, они должны отдыхать, дальше надо идти вперед.
Движение вперед, как мы уже поняли, несет с собой не только позитив: прогресс и та самая пресловутая цифровизация и роботизация, как ни крути, грозят увеличением числа безработных. Много (и, надо полагать, правильно) в связи с этим говорится об обучении и переквалификации работников, но логика подсказывает, что трудоустроиться на новом месте удастся не всем и не сразу. Поэтому вновь возникает тема пособия по безработице, максимальный порог которого в России не дотягивает и до 5000 рублей в месяц.
- Некоторые предложения, которые сегодня звучат, что давайте мы уменьшим время, когда человек получает пособие по безработице, уменьшим контингент получающих и за счет этого несколько поднимем пособие по безработице, - это ничего не даст, - уверен Шмаков. - 4800 рублей пособие по безработице. У нас ПМ на уровне физиологического выживания, и это не меньше 11 195 рублей. Ну а 4800 - это что такое? Это не пособие по безработице, это так, некая подачка. А дальше мы толкаем человека на неформальную занятость, на серую занятость. Либо для того, чтобы выжить, он должен грабить, убивать, воровать и так далее?
Под занавес своего выступления Михаил Шмаков обозначил задачу, которая встанет перед соцпартнерами после претворения в жизнь президентской инициативы по МРОТ. А именно довести величину МРОТ до стоимости минимального потребительского бюджета.

В ТЕНИ
Ясно, что без решения проблем настоящего времени желаемое будущее не настанет. К таким проблемам замминистра экономического развития Олег Фомичев относит, к примеру, трудности с демографией: прослеживается тенденция к уменьшению численности россиян трудоспособного возраста. В связи с этим, говорит чиновник, его ведомство совместно с Минтрудом пытается стимулировать граждан к более позднему выходу на пенсию. (Хотя в первую очередь вспоминается такой “стимул”, как заморозка индексации пенсий для работающих пожилых россиян.) Кроме того, нехватку рабочих рук пытаются решать с помощью яслей - чтобы едва родившие мамы могли потрудиться на славу. Заметим от себя, что к такому шагу их подтолкнет и то самое экономическое развитие страны, за которое отвечает господин Фомичев.
- Есть вопрос, который также в активной проработке и который в этом смысле более сложен и конфликтен. Это привлечение квалифицированных кадров в экономику России по тем отраслям и по тем специальностям, где наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, - доложил, среди прочего, замминистра экономики.
И замкнул таким образом круг, начатый вице-премьером Ольгой Голодец. То есть если одна часть правительства не скрывает гордости за успехи российских гастарбайтеров за рубежом, то другая озабочена тем, как бы вместо них на отечественные рабочие места пристроить иностранцев.
- По очень многим сферам просто нет в России необходимого количества работников. И даже ускоренная переподготовка, повышение квалификации не дает возможности эти проблемы закрывать, - пояснил Фомичев.
Министр труда Максим Топилин был, кажется, как никогда ранее лоялен к профсоюзам и наемным работникам в целом:
- Если мы говорим о повышении производительности труда, то не будет этого происходить, если у нас не будет высокой, достойной цены труда, - сказал он.
И добавил, что работник “должен стать ключевым ресурсом для работодателя”. Хотя, казалось бы, общий тренд в правительстве направлен как раз на замену работников разного рода роботами. С другой стороны, уволенный в связи с неумолимостью прогресса российской экономики работником по факту уже являться не будет…
Между тем министр Топилин загадал, видимо, главную загадку всего социального форума Недели российского бизнеса: отметил, что реальные доходы россиян падают на фоне роста их же зарплат, но связал это с тем, что работники стали активно выходить из зоны “серого” рынка труда.
Получается, что люди легализуют трудовые отношения с работодателями себе же во вред. Сознательность, прямо скажем, небывалая. Впрочем, исходя из слов Топилина, сознательность, скорее, проявляют правительство и Центробанк, которые активно стимулируют легализацию трудовых отношений. И хотя “легалайз” в данной сфере, конечно, благо, все равно выходит, что доходы граждан снижаются стараниями чиновников, которые как раз и радеют за повышение этих самых доходов…
- Никто из легально ведущих бизнес не заинтересован в том, чтобы [теневой] сектор [рынка руда] присутствовал, потому что это неравная конкуренция, - сообщил, среди прочего, Максим Топилин.
Но, скорее всего, все встанет на свои места, если подвергнуть эти слова инверсии: никто из бизнесменов не хочет оказаться в неравном положении с конкурентами, и потому бизнес не заинтересован выводить своих работников из “тени”. И есть вероятность, что до разрешения данной проблемы РСПП успеет провести еще не один социальный форум.
«Солидарность»
 ← Вернуться назад