Новости

06 сентября 2018

Закон о пенсиях выходит на поправки

Предложения президента обсудили в Госдуме
В Госдуме 31 августа прошло заседание рабочей группы “по совершенствованию пенсионного законодательства”. То есть по доработке принятого 19 июля в первом чтении законопроекта о повышении пенсионного возраста. “Совершенством” ожидаемо стали предложения о смягчении правительственной инициативы, высказанные президентом Путиным в ходе обращения к народу 29 августа. А именно - предоставить льготы некоторым категориям населения. Впрочем, как выяснилось, не все президентские инициативы пока что находят однозначное понимание у экспертов.

ОБЩИМИ СЛОВАМИ
По итогам парламентских общественных слушаний, которые прошли в Госдуме еще 21 августа, было решено: поправки к законопроекту о повышении пенсионного возраста обсуждать в рамках специальной рабочей группы. В нее, помимо глав профильных думских комитетов, вошли некоторые другие депутаты, представители профсоюзов, правительства, деловых и экспертных кругов. Первое заседание группы под руководством спикера ГД Вячеслава Володина состоялось 31 августа. Двумя днями ранее президент Владимир Путин впервые подробно высказался по вопросу о пенсионной “реформе”. Он объяснил россиянам, что повышения пенсионного возраста не избежать в силу экономических и демографических причин, но в то же время предложил ряд смягчений.
Так, было предложено сохранить льготы по выходу на пенсию для народов Крайнего Севера, шахтеров, чернобыльцев, работников химических заводов. Труженикам села была обещана 25-процентная надбавка к пенсии, которая и без того положена им по закону, но в последние годы была заморожена. Женщинам президент предложил увеличить пенсионный возраст не на восемь, а на пять лет (до 60), а для многодетных матерей предусмотреть более ранний выход на пенсию. Был предложен еще ряд мер, среди которых наибольший резонанс получило привлечение работодателей к административной и уголовной ответственности за увольнение работника предпенсионного возраста.
Логично, что члены рабочей группы отталкивались от предложений президента, который, по сути, и подкинул им темы для содержательного обсуждения. Однако журналистам о содержании беседы пришлось судить по комментариям ее участников по завершении встречи: после общих вступительных слов прессу попросили покинуть помещение. Но не обязательно усматривать в такой просьбе попытку “засекретить” совещание: секретарь ФНПР Игорь Шанин рассказал “Солидарности”, что выбранный для заседания зал был слишком мал, а из-за работы фотографов экспертам было трудно услышать друг друга.
Так или иначе, основным источником информации о заседании осталась думская пресс-служба. По ее сообщению, одним из итогов стало решение расширить состав рабочей группы “для максимально широкого обсуждения”. К работе планируется подключить комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Цитируются и прорывные идеи Володина о том, что комитет по труду “займется вопросами трудового законодательства”, а комитет по бюджету и налогам “займется налоговым”. Чем займется комитет по охране здоровья, вряд ли имеет смысл говорить - принцип понятен.
Депутат Олег Шеин также внес предложение - о “формировании отдельных двух рабочих групп в рамках общей комиссии”. По его идее, одна из групп должна оценить “влияние предложенных параметров на рынок труда и безработицу”. А другая - “заняться ситуацией, связанной с нелегальной занятостью”. Министр труда Максим Топилин, в свою очередь, сообщил коллегам, что предложения президента должны “реализоваться в виде параллельных законов и поправок”. Хотя другой способ их реализации придумать и так довольно трудно.

НЕМНОГО КОНКРЕТИКИ
По словам секретаря ФНПР Игоря Шанина, в целом на заседании “в большей степени обсуждались вопросы организационные: как группа будет работать”.
- Но удовлетворительно то, что все понимают: вопрос не ограничивается непосредственно повышением пенсионного возраста - он гораздо шире и требует внимательного рассмотрения всех сопутствующих моментов. Что, собственно говоря, и заключается в нашем (профсоюзном. - П.О.) подходе. Похоже, что нас услышали. По крайней мере, в этом направлении двигался сегодня ход обсуждения, - прокомментировал “Солидарности” итоги встречи Шанин.
Кроме того, говорит профсоюзный эксперт, председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил на заседании о необходимости дальнейшего реформирования социальной сферы. Речь, в частности, шла о страховании от безработицы.
- В принципе, разговор получился такой деловой, конструктивный, - считает секретарь ФНПР. - Наши предложения были с интересом выслушаны - они касаются тем от повышения заработной платы до реформирования системы соцстраха.
Напомним, ФНПР выступает за комплексный подход к реформированию пенсионной системы. Предложения профсоюзов передал 21 августа спикеру Госдумы Вячеславу Володину глава ФНПР Михаил Шмаков. Ожидается, что до следующего заседания (12 сентября) к законопроекту официально поступят поправки и разговор приобретет более предметный характер. Пока же, судя по отчетам, наибольшее оживление дискуссии вызывает инициатива наказывать работодателей за увольнение работников предпенсионного возраста, о которой было сказано выше. Судя по всему, позиция президента по данному вопросу пока что вызывает у экспертов недоумение.
- Михаил Викторович [Шмаков] обратил внимание на то, что это очень опасная позиция. Потому что [ответственность] можно всегда обойти: работодатель и раньше может увольнять с работы, и найти сотни других законных способов. Вопрос требует уточнения, потому что он очень трудно реализуем в правовом отношении, - отметил Шанин.
“Мне представляется, что более мягким вариантом было бы согласование подобного рода увольнений с трудовыми инспекциями. Если это согласование есть, основание есть, то, естественно, не может наступать уголовная ответственность”, - высказал свое мнение ректор РАНХиГС Владимир Мау.
Интересно, что по данному вопросу профсоюзы и работодатели сошлись во мнениях. Например, вице-президент РСПП Александр Мурычев осторожно заявил, что нужно “предусмотреть в большей степени административную ответственность”, а не уголовную. А вице-президент “Опоры России” Азат Газизов предложил “сделать все через методы экономического стимулирования, чтобы предприниматель был заинтересован оставлять людей предпенсионного возраста”. Впрочем, последнее вряд ли может прийтись по вкусу профсоюзам, поскольку стимулировать себя работодатели предлагают пониженными взносами в страховые фонды.
В целом же прошедшее заседание рабочей группы можно считать установочным или, так сказать, подготовительным: более интенсивное обсуждение конкретных поправок к законопроекту ожидается 12 сентября, а пока что участники еще раз высказали свои принципиальные позиции. В частности, Михаил Шмаков напомнил, что “проблема совершенствования пенсионного законодательства гораздо шире, чем проблема просто повышения или неповышения пенсионного возраста”. Остается отметить, что большинство россиян все же надеются, что такая проблема перед ними стоять не будет. Хотя процесс, очевидно, пошел.

ДОКУМЕНТ
Заместителю Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации О.В. Тимофеевой
Уважаемая Ольга Викторовна!
Федерация независимых профсоюзов России поддерживает предложения Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанные в Обращении к гражданам Российской Федерации 29.08.2018, считая, что они в значительной степени дополнили законопроект и сделали его во многом более социально приемлемым.
Вместе с тем предложение об уголовной ответственности работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу лиц предпенсионного возраста, считаем излишним или требующим дополнительного обсуждения как сложно реализуемое в правовом отношении.
Право использования двух оплачиваемых дней для диспансеризации в год целесообразно распространить и на работающих пенсионеров, а также увязать уровень страхового стажа, предлагаемого законопроектом для досрочного выхода на пенсию (40 и 45 лет) женщинам и мужчинам, с действующими нормами российского законодательства и международной практикой.
Кроме того, ФНПР считает необходимым рассмотреть для оформления в качестве поправок в законопроект и действующее законодательство Российской Федерации следующие предложения:
- определить комплекс мер по последовательному увеличению доли заработной платы в национальной экономике;
- пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения;
- принять конкретные меры по ликвидации “черных” и “серых” схем заработной платы;
- разработать и утвердить дорожную карту по реализации поручения Президента РФ о создании высокопроизводительных рабочих мест, в том числе адаптированных под возрастных работников;
- ратифицировать Конвенцию МОТ № 102 без изъятия раздела IV “Пособия по безработице” (что является крайне актуальным при реализации предлагаемого законопроекта о повышении пенсионного возраста);
- законодательно установить коэффициент замещения заработка по государственному обязательному пенсионному страхованию на уровне не ниже рекомендуемого Конвенцией;
- унифицировать порядок назначения и получения пенсий для всех категорий наемных работников, включая государственных и муниципальных служащих, а также депутатов всех уровней, работающих на платной основе;
- кодифицировать принятые нормативно правовые акты о государственном обязательном пенсионном страховании и пенсионном обеспечении;
- провести реформирование системы государственного обязательного пенсионного страхования, в ходе которой предусмотреть:
развитие трехуровневой пенсионной системы и обеспечение ее финансовой устойчивости;
создание подсистем государственного обязательного пенсионного страхования для финансово неустойчивых организаций и самозанятых;
исключение накопительной составляющей из системы государственного обязательного пенсионного страхования и обеспечение ее развития на добровольной основе.
Кроме того, считаем социально справедливым вернуться к полной индексации пенсий работающим пенсионерам.
Федерация независимых профсоюзов выражает свою готовность к участию в конструктивном обсуждении вышеуказанного комплекса вопросов для внесения законодательных поправок в соответствующие законы Российской Федерации.
С уважением, председатель ФНПР М.В. Шмаков
 ← Вернуться назад