Новости

20 октября 2017

Правовая защита - на высоте

Состоялось заседание постоянной комиссии по правовой защите и законодательству Совета ФПСО
Состоялось заседание постоянной комиссии по правовой защите и законодательству Совета ФПСО. Вел заседание председатель комиссии, председатель Свердловской областной организации ГМПР Валерий Кусков. Комиссия обсудила работу правовых инспекторов областной организации Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности, участие представителя общественности в Квалификационной коллегии судей и план работы на 2018 год.
Наиболее резонансный интерес вызвало обсуждение вопроса повестки дня «О взаимодействии Федерации профсоюзов с Государственной инспекцией труда в Свердловской области в условиях риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора в сфере труда». Его доложил правовой инспектор ФПСО Обухов Н.В.
Докладчик подробно представил нормативную базу по риск-ориентированному подходу в надзоре в трудовой сфере, разъяснил суть правовых изменений.
Изменения и дополнения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части риск-ориентированного подхода при осуществлении с 01.01. 2018 г. государственного контроля (надзора) внесены еще законом от 13.07.2015 г.
Еще в 2016 году на рассмотрение Общественного совета при Роструде, членом которого являлся в то время председатель ФПСО Ветлужских А.Л., Рострудом была представлена Концепция внедрения его в деятельность Государственной инспекции труда.
В предложенной концепции наличествовал подробный, прозрачный, четко-математический подход к присвоению категории риска, основанный на объективных показателях. Например, предполагалось включение такого условно-переменного критерия определения категории риска как «Реализация мероприятий по развитию системы социального партнерства», который к улучшающим факторам относил:
- наличие заключенных коллективных договоров и соглашений;
- наличие первичной профсоюзной организации;
- членство работодателя в объединениях работодателей;
- наличие комиссии по трудовым спорам.
Профсоюзы такой подход поддержали. Юридическим департаментом и техническим инспектором были подготовлены и направлены в Роструд соответствующие предложения.
Но, к сожалению, в итоге к 2017 году в нормативных актах не оказалось критериев, касающихся соцпартнерства, только показатели производственного травматизма и задолженности по заработной плате.
КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ РАБОТОДАТЕЛЯМИ, К ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИИ РИСКА утверждены постановлением ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 16 февраля 2017 г. N 197 в качестве Приложения к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Юридический департамент об этом давал информацию на сайте ФПСО и в рассылке членским организациям.
Показатель потенциального риска зависит от отраслевых показателей потенциального вреда, среднесписочной численности работников организации, данных о результатах проверок и сведений о травматизме за 3 года предшествующих текущему, а также от сведений о задолженностях по заработной плате за предшествующий год.
Судя по расчетному периоду показателей для определения потенциального риска, обновление категории риска предприятия будет осуществляться раз в 3 года. Важно, что от внеплановых проверок в этот период работодатель, как и прежде, не застрахован.

От значения категории риска зависит периодичность плановых контрольно-надзорных проверок предприятия:
•    для категории высокого риска — один раз в 2 года;
•    для категории значительного риска — один раз в 3 года;
•    для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;
•    для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет;
•    для категории низкого риска — плановые проверки не проводятся.
На сайте ФПСО в Правозащитной направлении в разделе «Взаимодействие с Гострудинспекцией» выставлены Перечни работодателей,  деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного риска.
Уварова Е.В. дополнила доклад сообщением об усилении с июля 2017 года административной ответственности за нарушение законодательства о персональных данных (ст.13.11. КоАП РФ).
Нарушения теперь описаны в КоАП РФ подробнее: вместо одного состава выделено семь.
Самый высокий штраф - 75 тыс. руб. - грозит юрлицам за обработку персональных данных без письменного согласия лица, когда оно обязательно по закону. Размер штрафа будет таким же, если при обработке данных юрлицо нарушит требования к составу сведений, которые включаются в письменное согласие.
Прежний максимальный штраф для юрлиц за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных был 10 тыс. руб.
Возможно усиление противодействия работодателей профсоюзным проверкам в части предоставления сведений и документов, содержащих персональные данные работников.
В связи с этим члены комиссии пришли к единому мнению о необходимости сохранять имеющиеся и вырабатывать новые формы взаимодействия с государственной инспекцией труда в условиях риск-ориентированного подхода. Эффективнее использовать совместные проверки и совместное рассмотрение жалоб и заявлений работников.
В помощь профсоюзным работникам Уварова Е.В. рекомендовала определение Верховного Суда от 20 июля 2012 г. N 56-КГ12-3 по иску первичной профсоюзной организации "Разреза Лучегорский" Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, где сделан вывод: работодатель не вправе отказывать профсоюзу, действующему в целях исполнения условий коллективного договора, в предоставлении информации, необходимой для защиты коллективных прав и интересов, содержащей персональные данные, причем как членов, так и не членов профсоюза. Профсоюзная организация, запрашивая у работодателя предоставление информации и локальных нормативных актов, действует в целях исполнения коллективного договора, что в соответствии с п. 2 части 2 ст. 6 Закона о персональных данных является дополнительным основанием для обработки персональных данных в целях исполнения договора, без согласия субъекта персональных данных, являющегося одной из сторон договора.

По вопросу взаимодействия с Гострудинспекцией выступили: В.Н. Кусков, С.А. Тулуман и другие

Заслушав доклад и выступления членов комиссии, комиссия по правовой защите и законодательству Совета ФПСО постановила:
В связи с внедрением риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора в сфере труда считать необходимым сохранять имеющиеся формы сотрудничества Федерации профсоюзов с Государственной инспекцией труда в Свердловской области наряду с выработкой новых форм взаимодействия государственного надзора и профсоюзного контроля.
Предложить Государственной инспекции труда в Свердловской области провести в 2018 году с руководителями областных, городских, районных, первичных профсоюзных организаций, правовыми инспекторами труда профсоюзов совещание (семинар, круглый стол) по вопросам риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора в сфере труда.
 ← Вернуться назад